Фотография, пожалуй, самый понятный жанр искусства сегодня, да и вообще очень популярный вид творчества. Сейчас едва не каждый инстаблогер претендует на звание фотографа, но сегодня, во Всемирный день фотографии, мы хотим поговорить о документальной, репортажной фотографии, которая представляет собой историческую ценность и которая пробралась во многие сферы нашей жизни.
Фото как экзамен
С введением устной части в экзамен по русскому языку в 9 классе школьники должны были научиться описывать предложенную фотографию. В этом задании за одну минуту экзаменуемым нужно составить монолог по доставшемуся фотоснимку. Это очень сложное задание, к слову, и многие учителя-русоведы им совершенно не довольны. Тут подробно объясняется, почему. Тем не менее фотография стала частью учебного процесса.
Фото как шпаргалка
266 музеев, архивов и частных коллекционеров приняли участие в проекте «История России в фотографиях». Его придумал и запустил Мультимедиа Арт Музей (Москва) с технической поддержкой Яндекса. Для учителей истории этот ресурс — просто кладезь ценнейших кадров. Согласитесь, сложно говорить о том, что школьник себе не может представить. А так — можно буквально своего же смартфона каждому посмотреть. По-моему, фотоподсказки очень удобно использовать прямо на уроке.
Фото как история
Машину времени, сколько ни обещали нам фантасты, всё никак не придумают, но подсмотреть быт обычных людей можно с помощью всё тех же фотографий. Ничто лучше фото, на самом деле, не доказывает, что люди в целом очень похожи друг на друга во все времена: точно так же смеются, отдыхают, болеют, боятся, дружат. Здорово примиряет с мыслью, что поколения не слишком-то и отличаются друг от друга.
Фото как пропуск
Один из принципов журналистики — показывать читателю/зрителю мир, в котором он никогда не бывал. Никому не интересно читать про то, что тебя и так окружает каждый день и давно достало. Другое дело — когда тебя берут с собой и рассказывают историю, которая с тобой никогда не случится (это исключительная ситуация вне зависимости оттого, хотел бы ты стать ее участником или совсем наоборот). В советский период делать максимально честные репортажи без солнечных "ура-патриотических"высказываний можно было разве что при условии независимости от государственных СМИ или при сотрудничестве с очень маленькой редакцией. По "жёстким" местам водил за собой читателей фотограф Юрий Рыбчинский. Его "несоветская" фотография давно признана классикой. Вот тут можно посмотреть виртуальную выставку работ Юрия Александровича.