В сфере соцсетей одним из главных изменений в период карантина стал стремительный рост популярности китайской платформы TikTok. За первую половину 2020 года приложение установили 626 млн раз, что сделало его самым скачиваемым в мире в категории неигровых приложений.
TikTok — это сервис, который позволяет записывать короткие видео и накладывать на них музыку из обширной библиотеки. Потребители контента просматривают видео в ленте рекомендаций, которая формируется алгоритмом искусственного интеллекта. За этим занятием пользователи проводят около 45 минут в день. Дети тратят на TikTok даже больше времени: по 80 минут в день, что близко к показателям YouTube.
Во время карантина китайский сервис стал настолько популярен, что в некоторых странах его начали рассматривать как угрозу национальной безопасности. Например, в июне TikTok запретили в Индии, а в июле заговорили о запрете приложения в США.
Феноменальная популярность TikTok определила вектор развития и для других популярных соцсетей. О попытках Facebook сделать аналог китайского сервиса пишут уже давно, во время карантина работа в этом направлении активизировалась. Сначала компания в июле закрыла похожее на TikTok приложение Lasso, а уже в августе планируется запуск сервиса Instagram Reels, который также воспроизводит функционал китайского конкурента. Сервис уже протестировали в нескольких странах и запустили в Индии после блокировки в стране TikTok.
626 млн раз
установили приложение TikTok за первую половину 2020 года
Тренд на стриминг
Крайне популярными на карантине стали платформы для проведения прямых эфиров. С их помощью бренды стали продавать товары, священники — общаться со своей паствой, музыканты — проводить онлайн-концерты, учителя и тренеры — давать уроки, читать лекции, вести тренировки и т. д.
Особенно далеко в использовании технологии стриминга ушёл Китай, где число зрителей онлайн-трансляций в марте 2020-го превысило 560 млн человек (62% всех интернет-пользователей в стране). Почти треть этих зрителей пришлась на сферу интернет-торговли, где формат предполагает взаимодействие с аудиторией, представление бренда, демонстрацию продуктов и их продажу в прямом эфире. Когда карантин фактически остановил офлайн-торговлю в стране, «живой коммерцией» занялись все. В прямых эфирах продают автомобили, туристические путёвки, косметику и даже недвижимость. На платформе Taobao Live и её аналогах фермеры стали продавать овощи и фрукты, рестораны — готовые блюда.
Особую роль «генератора» контента в период изоляции взял на себя продуктовый ритейл, отмечает директор по стратегическому планированию креативного агентства Instinct Сергей Владимиров. «Неожиданно ритейл, прежде всего онлайн-продуктовый, стал генератором самого разного контента, — говорит он. — Не просто онлайн-витриной продуктов, а точкой притяжения, причём не только онлайн, но и в качестве единственной живой „точки силы“ в районе, это и информирование, и волонтёрство, просто живой контакт. Продуктовые магазины неожиданно стали контент-провайдерами».
Резкий рост потребления карантин также вызвал в сфере трансляции прохождения видеоигр. Тренд роста популярности платформ для игрового стриминга обозначился давно, но карантин его ускорил. По итогам апреля 2020 года общее время просмотра игр через стриминговые сервисы составило около 4 млрд часов — это почти в 2 раза больше, чем годом ранее. Лидером на этом рынке остаётся принадлежащая Amazon платформа Twitch, но серьёзную конкуренцию ей уже составляют сервисы Youtube Gaming и Facebook Gaming.
Прямые трансляции стали активно использовать и в других сферах, например для проведения виртуальных мероприятий, которые резко прибавили в популярности в марте 2020-го. Если в марте 2019-го у «Яндекса» было 255 000 показов по слову «вебинар», то в марте этого года цифра увеличилась в четыре с лишним раза, а количество показов по словосочетанию «концерты онлайн» выросло в апреле 2020-го в пять с лишним раз по сравнению с прошлым годом. Эта динамика прослеживается и в Google Trends. Для проведения таких эфиров используют как платформы вроде YouTube, Facebook и Instagram, так и специализированные сервисы видеосвязи вроде Zoom. Рост популярности онлайн-мероприятий отмечает и Владимиров из Instinct. «Стриминг концертов и даже спектаклей неожиданно выстрелил и побил рекорды стадионов по сбору аудитории, — говорит эксперт. — Счёт шёл на миллионы сразу по всему миру. Это вообще беспрецедентно».
Также он отмечает всплеск потребления обучающе-развивающего контента. «Это всевозможные курсы, от кулинарии до языков, освоение различных навыков, а также новый жанр — „онлайн-видеопутешествия“. Уникальным явлением стал онлайн-фитнес. С одной стороны, это вызвано невозможностью ходить в спортзал и желанием поддерживать форму, а с другой, конечно, проактивностью именно фитнеса как категории в онлайн, связанной со стремлением хоть как-то поддержать бизнес и базу пользователей. Тренировки проводились разными фитнес-клубами и спортсменами как в Instagram и YouTube, так и в виде специальных рубрик в онлайн-кинотеатрах».
По данным доклада GlobalWebIndex, виртуальные мероприятия вполне могут отвоевать долю у традиционных и закрепиться после пандемии. Преимуществом такого формата исследователи называют его интерактивность. Воссоздать эффект физического присутствия организаторам наверняка не удастся, но вместо этого следует максимально использовать технические возможности платформ для создания новых интерактивных моделей взаимодействия. Эксперты также отмечают, что у виртуальных мероприятий есть серьёзный потенциал с точки зрения монетизации. Из-за больших расходов организация традиционных мероприятий окупается разве что при посещаемости, близкой к 100%. В виртуальном пространстве помимо продажи билетов тестируются такие схемы монетизации как донаты (добровольный и обязательные взносы) и продажа атрибутики, которые активно используются в киберспорте.