Кассир-школьница с важным видом пробивает билеты и желает нам приятного пути.
Выходим на платформу. Вокруг надписи на венгерском и русском. Кстати, почти без ошибок. Вроде все по-настоящему, но уменьшенные, как в кино, вагоны напоминают, что это не такое уж обычное место 🛤
Мы в Будапеште на детской железной дороге. Таким необычным способом хотим добраться до Башни Эржебет (принцессы Сиси) - самой высокой точки Будапешта🗼
Не стоит путать это с аттракционами в парках. Здесь самая настоящая железная дорога длиной 11 км, но работают на ней дети 10-14 лет.
По сути это профессиональное обучение. Молодежь знакомится с железнодорожным транспортом и осваивает профессии машиниста, проводника, осмотрщика вагонов, монтёра пути и дежурного по станции.
Такие школы появились в СССР в 30-е годы. Первая был запущена в Парке Горького, но быстро закрылась, остались только фотографии 📸 Всего по Союзу их было около пятидесяти - почти во всех крупных городах.
Они редко использовались как транспорт, основной целью всегда было обучение, однако прокатиться всё же можно было, а во время войны многие эксплуатировались для перевозки грузов.
В 50-е годы опыт переняли страны соцлагеря. В Германии, Венгрии, Болгарии, Чехии, Польше, а также Китае (Харбин) и Кубе они используются до сих пор.
В 90-е железные дороги переживали серьезный кризис и в России, и за рубежом, но многие все же сохранились и даже были модернизированы.
В Будапеште же детская железная дорога спокойно пережила падение соцстроя. Нашлось достаточно людей, которые её поддержали. В итоге на главной станции появился ещё и музей.
Мы продолжаем поездку, вокруг лес, а строгий контролёр лет двенадцати требует предъявить билеты 🎟 Не рискуем с ним спорить и послушно протягиваем две бумажки. Не бегать же от ребёнка! Он догонит.
Эксплуатация детского труда или обучение? А вы катались?