Найти тему

Какие проекты носили в советские годы названия «Новая Москва» и «Большая Москва»

Сегодня всем известны такие понятия, как «новая Москва» и «Большая Москва». «Новая» – это территории, присоединенные в ходе масштабного проекта расширения столицы в 2012 году. «Большая» же – новая и старая территории вместе, которые развиваются не отдельно друг от друга, а взаимоувязано. Многие думают, что эти термины появились несколько лет назад. На самом деле — еще в начале ХХ века, но имели совсем другие значения.

Основной рост Москвы приходится на послереволюционный период. Уже в 1918 году, после переезда правительства в Москву, стало понятно, что она не очень приспособлена для этой задачи. Тогда границы города редко выходили за территорию нынешнего Третьего транспортного кольца. Требовалось не только присоединение новых земель, но и план развития новой столицы.

Во главе реконструкции стал Иван Жолтовский, который проектировал ВДНХ. Соответственно район ВДНХ и окружающие его территории входят в состав Москвы. Кроме того, столичными становятся районы Бабушкинский, Сокол, Пресня, площади Тимирязевской академии и ряд других. Город расширяется, преимущественно на север, где исторически концентрировались слободы рабочих. Буквально накануне революции, в 1917 году, в состав Москвы вошло село Петровско-Разумовское.

Новая Москва

-2

В специально организованной в 1918 году архитектурной мастерской Моссовета под руководством А. Щусева и И. Жолтовского был разработан Генеральный план столицы, получивший название «Новая Москва» (1918–1924 гг.). Этот план, рассчитанный на 25–30 лет, проектировался в пределах сегодняшнего МЦК. Основное ядро города предполагалось окружить городами-садами, соединенными с центром скоростными магистралями, а между собой дороги связы- вались кольцом прогулочных дорог (Бульварное кольцо).

Общая идея планировки Москвы основывалась на исторически сложившейся радиально-кольцевой структуре с сохранением существующей системы улиц и большого числа памятников старины. В местах пересечения вылетных магистралей с кольцевыми намечалось создание площадей и транспортных развязок. Были разработаны проекты отдельных городских районов, намечены работы по благоустройству окраин.

Центром Москвы оставался Кремль вместе с системой прилегающих к нему площадей. Он трактовался как музей русской национальной культуры, открытый для народа. Помимо существующих колец (Бульварного, Садового и кольца, проходящего по бывшему Камер-Коллежскому валу) предполагалось создать еще одно протяженностью 60 км в виде полосы, застроенной по принципу города-сада. От зеленой зоны к центру города, по мнению авторов, должны были пройти три зеленых клина. Промышленная зона отводилась в юго-восточную часть города, и ее дальнейшее развитие намечалось на основе уже существующей там промышленности.

Бережное отношение авторов к исторически сложив- шейся системе города было главным достоинством про- екта. Впоследствии именно этот принцип был положен в основу утвержденного в 1935 году генерального плана реконструкции Москвы.

-3

Но население столицы росло бешеными темпами, к 1931 году в Москве проживало 2,8 млн человек, и к 1930- му генплан «новой Москвы» потерял свою актуальность. Был объявлен конкурс на разработку нового. В нем участвовало около 10 архитектурных групп, идеи которых сводились к раздроблению Москвы (за исключением центра) на кучу маленьких городов-садов. Были и радикальные проекты. Например, Ле Корбюзье предлагал избавить столицу от радиальной системы, снести все, кроме исторического центра (Кремль и Китай-город), и сделать ясную прямоугольную планировку. Такие системы легче справляются с городским трафиком. Для строительства нового highway предполагалось снести целые улицы. Революционный принцип выдвигал и архитектор Ладовский: «Генплан города должен заключать в себе идею развития во времени. Сейчас этот принцип кажется очевидным». К слову, «парабола» Ладовского повлияла на градостроительные идеи ХХ века во всем мире. Предполагалось, что существующая застройка будет сохранена, но разрезана highway от Варшавки до Ленинградки, а развитие Москвы продолжится в направлении Санкт-Петербурга, в итоге сливаясь с Северной столицей. Местность и инфраструктура могли бы вместить в себя до 80 млн человек.

Большая Москва

-4

«Большая Москва» – градостроительный план, спроектированный в 1921–1925 годах под руководством инженера С.С. Шестакова. В 1925 году проект был одобрен Планировочным институтом при Моссовете. Этот проект предполагал увеличение территории Москвы до 70 тыс. га, а с учетом двух «ограничительных» зеленых зон – до 180 тыс. га. Проектировщики подсчитали, что население Москвы в 1945 году составит примерно 4 млн человек, а в 1960-м – 6 млн человек. По проекту город разделялся на четыре концентрические зоны. Первая (центральная) – ограничивалась Окружной железной дорогой и предназначалась для раз- вития центра города и постройки жилых зданий; вторая (кольцевая) – прилегала к Окружной железной дороге с внешней стороны, там должна была развиваться промышленная инфраструктура; третья (садовая) – по аналогии с первой для постройки жилья (своеобразный спальный район); четвертая (оградительная) – лесная зона (шириной 3–5 км) должна была служить своеобразной границей между городом и пригородной территорией. В лесах 4-й зоны начинались четыре больших зеленых клина, которые разделяли 2-ю и 3-ю зоны. В проекте предполагался рост радиально-кольцевого строения города с увеличением количества кольцевых магистралей до семи.

-5

Окружная железная дорога должна была стать пассажирской транспортной артерией, грузовые перевозки предлагалось осуществлять по новой кольцевой ж/д магистрали, которая должна была пройти за пределами оградительной зоны. В местах пересечения железной дороги с Москвой-рекой планировалось развитие портовой инфраструктуры. Саму Москву должно было окружить двойное кольцо городов-спутников, организованное из существующих городов Московской области, с суммарной численностью населения 3,5 млн человек. Главные пункты плана (о развитии транспортной инфраструктуры, зеленых зон и т.д.) использовались в дальнейших градостроительных планах и документах.

Вступая в ряды мировых центров, Москва не могла уступать им по своему благоустройству и жилищному строительству, поэтому и то и другое должно быть поставлено в ней образцово. Конечно, возникало много трудностей. «Большая Москва» не строилась вновь, а расширялась из существующего города, имеющего массу недочетов и совершенно неблагоустроенные пригороды, а выправлять старую планировку и застройку непросто. Авторы проекта считали, что необходимо принять решительные меры к созданию благоустроенного города: «Москва во многих своих частях в значительной степени разрушена, и вот это разрушение и надо использовать в целях широкого упорядочения старого города: регулирования существующих и прокладки новых проездов, выправления строительных кварталов, уничтожения неправильно и нецелесообразно застроенных мест, создания значительных насаждений в густозаселенных районах и, наконец, общего разрежения заселения города».