191,1K подписчиков

Почему мы не можем вспомнить, что происходило с нами от рождения до 3-х лет. Как этот феномен объясняют учёные

210K прочитали

В нашей жизни случается немало значимых моментов: первая любовь, необычное путешествие, осуществление давней мечты — все это до самой глубокой старости отпечатывается в нашей памяти. Однако самые яркие и драматичные события мы не помним. Мы не помним день, когда мы родились, не помним своих первых произнесенных слов и вряд ли даже сможем вспомнить лица самых близких и дорогих нам людей.

 Источник изображения: Energiesascensionenergies.com
Источник изображения: Energiesascensionenergies.com

Большинство событий периода от рождения до трех лет с возрастом как бы стираются из нашей памяти. Однако при этом в трехлетнем возрасте дети отлично помнят очень многое из того, что произошло за последний год.

Исследования показали, что разрозненные события раннего детства могут сохраняться в памяти до семи лет, но затем они окончательно забываются. Этот феномен человеческой памяти остается для психологов и неврологов загадкой и по сей день. Впрочем, за последние сто лет появилось достаточно теорий, которые могли бы раскрыть суть явления.

Одна из таких теорий объясняет детскую амнезию чисто физиологическими причинами, а именно неразвитостью мозга

Природа рациональна, она наделяет живых существ только теми способностями, которые необходимы для выживания вида. Животные, чья жизнь полностью зависит от их родителей, рождаются совершенно беспомощными, человек не является исключением.

Некоторые биологические функции в ранние месяцы жизни ребенка ему попросту не нужны, так как они полностью компенсируются заботой родителей. Можно сказать, что память младенца рефлекторна, она способна хранить лишь простые образы, звуки и запахи, инстинктивно ассоциируя их либо с безопасностью, либо с угрозой.

Источник изображения: picuki.com
Источник изображения: picuki.com

По мере того как мозг ребенка развивается, формируя новые нейронные связи, у него включаются более сложные механизмы памяти, позволяющие взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.

Этот момент в жизни маленького человека многие психологи связывают с началом овладения речью. Память перестает быть только образной, к ней добавляется описательная функция. Знания ребенка об окружающем мире становятся более организованными, отдельные элементы начинают выстраиваться в цепочки. Но полностью линейная «взрослая» память у детей формируется только к восьми годам.

Такой качественный переход на новый уровень хранения информации приводит к тому, что хаотические воспоминания раннего детства окончательно стираются.

Как считают ученые, на физиологическом уровне это связано с работой гиппокампа, являющегося частью лимбической системы головного мозга. В его задачу входит объединение хранящихся в разных отделах мозга отрывочных воспоминаний в единое целое, но у детей до трех лет гиппокамп еще недостаточно развит.

Дополнительным объяснением детской амнезии является и естественное забывание, ведь полученная и обработанная информация теряется и у взрослых, однако взрослый человек способен осознавать необходимость сохранения в памяти нужной ему информации.

Правда, во всём этом есть одно «но». Большинство психологов придерживаются мнения, что воспоминания раннего детства всё же не стираются, а лишь перемещаются в ту область памяти, к которой мы не имеем доступа. Ведь все что с нами произошло в детстве, в том числе и самом раннем возрасте, способно оказывать влияние на формирование психики. Возможно, такой областью является то самое глубинное бессознательное, в существовании которого были убеждены такие столпы психологии как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг.

А у вас остались какие-то воспоминания из вашего раннего детства? Напишите об этом в комментариях.