Ребенок в семь месяцев – это уже не просто малыш, лежащий на спине и активно шевелящий ручками и ножками. Конечно, в таком положении кроха все еще проводит время (ощупывая одной рукой другую, пытаясь схватить ноги и покусать пальцы, а если получится, то и лизнуть пятку). Но все же, малышу гораздо комфортнее на животе.
Движения становятся все более уверенными и плавными.
Малыш сам переворачивается (на бок, на живот и обратно, возможно сидит и ползет).
Лежа на животе у малыша уже получается опереться на одну руку, а другую приподнять.
Подобное происходит, когда кроха пытается добраться до интересующей его игрушки. Пока это главный стимул для ребенка. В попытках схватить погремушку или кольцо от пирамидки кроха уже может поползти. Кто-то это делает «по-пластунски», другим малышам уже удается перемещаться, встав на четвереньки.
Впрочем, случается и такое, что этап ползания пропускается. Даже если малышу удается разместиться на четвереньках, он не обязательно поползет.
Возможно, ребенок сразу попробует привставать (опираясь на опору) и будет пытаться ходить, держась за что-нибудь. Но это случится немного позже.
А пока мама может приподнять малыша (держа его под мышками), поставить на стол и твердый диван, и ребенок начнет топать.
Он будет:
- распрямлять и сгибать ножки, как будто приседать;
- может начать подпрыгивать (как пружинка).
Малыш словно танцует, что доставляет ему немалое удовольствие.
Нравится ребенку и слушать собственный голос.
Произнося свои первые звуки, слоги, он словно смакует их, растягивает, повторяет. Пока это не совсем речь (в прямом смысле), слова малыша больше рассказывают о его эмоциональном состоянии:
- голос становится тише, потом громче;
- наблюдаются паузы;
- что-то малыш произносит, отчетливо ставя ударение.
Кроха изучает уже не только лица родителей, их мимику, малыш внимательно следит, что делают взрослые.
Он наблюдает за руками, следит за перемещениями. Ребенок поворачивает голову и наклоняется, если мама исчезает из виду.
Малыш может обратиться к взрослым и за помощью.
Сейчас он не просто кричит, а по интонации можно понять, что ребенок чего-то хочет.
Например:
- Младенец понимает, что мама точно сможет дать ему погремушку, лежащую на другом конце кровати. И он пытается на своем языке объяснить ей это. И даже покажет ручкой в сторону игрушки;
- Или потребует открыть дверь, чтобы проползти дальше (или забраться в шкаф).
Но не надо делать все, что пожелает ребенок. Малыш уже способен понять слово «нет». Уже можно вводить запреты, заботясь о безопасности крохи. Малыш должен понимать, что не все его действия вызывают улыбку и приветствуются, есть и ограничения.
Но постоянно твердить «нет» не стоит. Пусть оно присутствует, но используется редко, в случае крайней необходимости.
Пока же очень просто переключить внимание грудничка на другое занятие, любопытного малыша так и манит неизведанное.
Любые успехи малыша лучше поощрять, хвалить его, улыбаться. Это подбадривает, вселяет уверенность и наполняет силами (как и любого взрослого человека).
Ребенок становится все более любопытным. Он начинает все скидывать с кровати или стола.
Это не издевательство над мамой. Хотя возможно младенцу нравится, как она возвращает ему игрушки, а он снова их бросает. Такая игра. Но все-таки малыш понимает, что это он приводит предмет в движение, замечает разницу в падении разных игрушек.
Так:
- пушистый шарик упал совсем бесшумно;
- ложка свалилась очень громко;
- мячик еще несколько раз попрыгал и только потом куда-то укатился;
- кубик сразу приземлился и больше не двигался.
Эти простые эксперименты очень занимательны для ребенка.
Малыш захватывает предметы всей рукой, может взять два сразу двумя ручками.
Еще чуть-чуть и младенец перейдет к захвату мелких предметов, используя пальчики. Возможно, кроха уже пытается ухватить крошки или небольшие кусочки бумаги.
Когда кроха расположился на спине, его можно посадить, приподняв за ручки. И малыш сможет находиться в таком положении, не упадет, не завалится.
Конечно, малышу проще опираться на ручки, но и без них у него уже получается удержаться. Впрочем, есть дети, которые садятся уже сами, без помощи мамы и папы.
Не надо забывать о том, что все дети не могут развиваться в одном темпе, обладать на сто процентов совпадающими навыками. А если кажется, что с крохой что-то не в порядке, нужно сообщить о своих волнениях педиатру.