Найти тему

Как Бог "умер"? Разбираю поэтапно...

Были времена, когда вера в Бога была абсолютной, как явление она сопровождала человечество большую часть его существования, и сейчас мы проследим этапы развития этой самой веры: пик сакрализации, постепенное затухание и трагичный финал.

Пантеизм(Бог в каждом)

Начнём с самого начала. Манифестационизм - самое древнее религиозное течение, которое ложится в основе многих древних религий, например индуизма. Суть её в тождестве бога и человека, каждое создание божье имеет в себе божественное первоначало, Бог проистекает в каждом своём творении, связывая весь мир невидимой, но вполне ощутимой нитью (Индуизм: "атман есть брахман", перевод: "человеческий дух есть абсолют"). На этапе манифестационизма вера в Бога была абсолютна, ведь каждый человек ощущал прямую связь с создателем в самом себе, вся сложная ткань вселенского узора имела в себе божественный дух, люди были счастливы в своём бытие, ведь все были равно привержены к богу и знали, что загробная жизнь сулит исключительно положительной перспективой для каждого.

Теизм(бог в некотором)

Религиозное течение теизма характеризовалось верой в бога, доверием и сакрализацией церкви и различных церковных атрибутов. В основе теизма лежат монотеистические догматические религии, которые твердо отделяли человека и материю от бога, по принципу "творец и тварь". В отличие от манифестационизма, в теизме Бога больше не было во всех людях. Безусловно, создателем всего сущего по-прежнему считался трансцендентальный созидатель, но тождественное ему проявлялось отныне лишь в определенных сакрализованных церковью объектах: иконах, храмах. Люди больше не ощущали божественное присутствие в каждом, теперь сакральную связь с Богом имели лишь некоторые, особо привилегированные: священники, митрополиты, епископы и патриархи, обычный же рядовой верующий мог коммуницировать с богом лишь посредством их посредничества. Именно на этапе теизма началось разложение бога, ведь прямая связь с ним стала недоступная для рядового верующего.

Деизм(Бог в себе)

Течение деизма более научно и поднимает проблематику Бога на принципиально новый уровень: существование творца признаётся, теперь уже не трансцендентальное, а трансцендентное происхождение нашего пространственно-временного континуума признаётся, но всякое божественное вмешательство в бытийность человечества отрицается целиком. Деизм отрицает все устоявшиеся монотеистические религии, паранормальные явления и существование "души" также больше не считаются истинными, есть лишь ноумен творца. В основе лежит устоявшаяся на то время теория креационизма, но установить какую-либо связь с богом невозможно, как и познать его эмпирически. Данное религиозное направление является финальным и наиболее научно-ориентированным взглядом на вопрос онтологии, ведь данная теория не противоречит науке, а наоборот, заполняет в ней всякую брешь, позволяя научным деятелям заняться наиболее приближенными к реальности вопросами, что доказывают последователи деизма: Вольтер, Ломоносов, Ньютон.

Атеизм(отрицание Бога)

Вот мы и подобрались к современной парадигме восприятия Бога - его отсутствию. Атеизм стал ключевым гносеологическим и онтологическим направлением Новейшего времени, лежащим в основе многих философских теорий эпохи Модерна, к примеру материализма или субъективного идеализма. Вера в Бога исчезает из-за своей непрактичности, ведь ей нет места ни в политической теории социализма, ни в капитализме. Работы Эммануэля Канта окончательно утвердили первенство гносеологии над онтологией, бытие больше не может существовать без познающего субъекта, в то время как сама объективная реальность становится полностью трансцендентной и доверять своим органам восприятия окружающего мира мы уже не можем. Как только индивидуальное восприятие заняло первенствующее положение в отношении общего бытия, Бог стал излишним и ненужным, и, изрезанный "бритвой Оккамы", незаметно канул в лету.

Итог

Смерть Бога действительна, Зигмунд Фрейд очень точно выразился в своё время: «Бог мертв! Мы его убили!», ведь в том, что понятие творца исчезло из человеческой культуры Новейшего времени виноваты сами люди, шагнувшие на такую ступень восприятия окружающей среды, когда всякая сакральная понятийность исчезла сама собой. Теперь все мы сироты, самостоятельно изгнавшие Бога и навеки проклятые нести бремя бессмысленного бытия.