Нижегородцы, особенно старшее поколение, знают и любят послевоенную песню Мокроусова-Долматовского «Сормовская лирическая»:
«На Волге широкой, на стрелке далёкой Гудками кого-то зовёт пароход...»
О какой такой «стрелке» идёт речь?
Стрелкой называют участок суши в виде острого клина у слияния или разделения двух или более рек или их рукавов...
Александро-Невский Новоярмарочный собор на нижегородской Стрелке, где Ока впадает в Волгу. Построен в 1868-81 годах.
Храм выделялся тем, что у него не было постоянного прихода: его прихожане — купцы, приезжавшие на ярмарку. Поэтому основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Действовала только отапливаемая зимняя церковь Макария Желтоводского и Унженского. Храм был местом встречи почётных гостей города — царской семьи, иерархов православной церкви.
Долгое время собор Александра Невского был доминантой Стрелки, пока за его «спиной» не был возведён футбольный стадион международного класса «Нижний Новгород».
Мои знакомые недавно побывали внутри этого стадиона и не скупились на превосходной степени эпитеты.
В тот день стадион ещё достраивался. Собор был величественен, из динамиков доносилась трансляция службы. А далее, перед слиянием рек - огромное грязное пространство, ещё не убранное строителями. Мечта дойти до самого края нижегородской Стрелки так и не сбылась.
Странное, конечно, сочетание - храм и стадион. Религия и спорт... а ведь есть в этих явлениях и что-то общее. Просто в церкви культивируется умиротворение, а спорт подразумевает динамику и страсти, чреватые иногда разрушительным потенциалом. Хотя бывают фанатичные религиозные громители и футбольные фанаты иногда отлично самоорганизуются на общественно полезные дела.
И там, и там - идёт заполнение души смыслом. Везде своё, и противопоставление здесь, наверное, некорректно...
Ещё о Нижнем Новгороде в моих публикациях: здесь, здесь, здесь и здесь.