«Все несчастья человека происходят от того, что он не желает спокойно сидеть дома» Блез Паскаль
Эпоха Великих географических открытий ознаменовала новый этап в жизни путешественников со всего мира. Улучшались измерительные приборы и создавались более точные карты, строились новые корабли, позволяющие путешествовать на длительные расстояния. Вслед за Колумбом многие другие путешественники решили испытать удачу в дальних странствиях.
Особенно отличились Фернан Магеллан, Руланд ван Брюгге, Франсиско Писарро, Франсиско де Орельяна, Фрэнсис Дрейк и Жанна Барре. Но брать с них пример стоит не во всем. В поисках на западе кратчайшего пути на восток флотилия Магеллана обогнула земной шар. Ошибка, но какая прекрасная! А вот испанский завоеватель Писарро снискал себе славу поистине жутким способом. Он не брезговал самыми жестокими методами, чтобы добыть золото и драгоценности, так нужные испанской короне — да и ему самому. Писарро зверски истреблял целые народы и уничтожал их культуру, как произошло, например, с инками. Может, боги насылали на мореплавателей цингу и малярию в отместку за злодейства?
Часто мы видим, как путешественники выставляются в ореоле романтики и свободы, но так ли это на самом деле?
Набор команды для корабля
Набрать команду в те времена было совсем не просто. Матросы обшаривали забегаловки, приюты и тюрьмы, чтобы завербовать там людей, а под покровом ночи хватали прямо на улице зазевавшихся одиноких путников — хоть молодых, хоть старых. Несчастных, которые попадали к ним в руки, без церемоний отправляли на корабли, ничего не сообщая их женам, детям и другим родственникам. Вот так люди прощались с землей — и порой на долгие годы. Их домом становились утлые суда, истерзанные штормами. Цинга, драки, бунты, пытки, побои, помутнение рассудка и беспамятство были на борту обычным делом. Многие моряки понятия не имели, куда плывут, не говоря уже зачем. Домой возвращались немногие счастливчики. И наверняка они думали, что Землю стоило бы называть Водой. Их можно понять: на моря и океаны приходится 70% нашей планеты.
Нестерпимые ароматы свободы
Нестерпимая вонь из трюма была главной приметой жизни на корабле. Воняло всё и все. Матросы. Их одежда, от грязи стоявшая колом. Гальюн. Несвежие съестные припасы. Говядина и свинина протухали. Галеты, горох, мука и овес плесневели. Трупы, сваленные на верхней палубе, тоже не благоухали. Иногда они лежали там по несколько месяцев, прежде чем корабль добирался до суши и подпортившихся покойников предавали земле. Кроме того, трюмы заливало водой, так что целыми днями приходилось ее выкачивать. Из-за сырости запасы продовольствия и молчаливые ребята с верхней палубы гнили еще быстрее. На пределе возможного, - вот как жили моряки на борту. Жили, если не задыхались в трюме от ядовитых испарений, что тоже иногда случалось.
Болезни и антисанитария
Тысячи самых разных хворей обрушивались на моряков. На корабле спали вповалку в затхлых трюмах и на грязных подстилках, завернувшись в лохмотья и тесно прижавшись друг к другу. Когда дневная смена заступала на вахту, в те же койки укладывались матросы ночной смены. В тряпье так и кишели вши и блохи. Порой матросы не умывались неделями, и, разумеется, никто не стелил им свежевыстиранные накрахмаленные простыни.
Недостаток витаминов вызывал судороги, куриную слепоту и болезни костей. Вши разносили брюшной тиф. Мореходы страдали от принесенных с берега болезней, малярии, оспы, туберкулеза, желтой лихорадки и дизентерии. Порой эти инфекции произвольно комбинировались.
У многих на кораблях случалось помутнение рассудка. Люди видели призраков и морских чудищ, а сколько моряков попытались уйти домой по воде — и не сосчитать.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если вам интересна статья. После 100 лайков продолжим тему путешествий и выдающихся путешественников на канале. А интересного там еще много.