На этом канале мне очень нравится разбираться в том, как в кино показывают реальные исторические события - из этого у меня уже вырос целый раздел. Но сам я интересуюсь не только подлинной историей, но и альтернативными реальностями - и не только в фильмах. Иногда мне очень хочется поделиться своими представлениями о том, каким был бы мир, если бы что-то в кинематографе было сделано иначе. Я собрал несколько, на мой взгляд, интересных ключевых точек, в которых судьба индустрии стояла на развилке, и попробовал представить, что бы мы смотрели сегодня, если бы много лет назад продюсеры были смелее, а режиссеры отчаяннее. И сегодня хочу попробовать рассказать вам первую из таких гипотетических историй. И связана она будет с самой грандиозной франшизой нашего времени - с "Мстителями".
Поклонникам кино хорошо известно, что у комиксов Marvel были отличные шансы на то, чтобы ворваться на большие экраны еще в начале 1990-х. Тогда и студии проявляли интерес к новым возможностям, и зритель был готов к расширению кругозора, и развитие техники уже позволяло не бегать в кадре в трико и резиновых костюмах, а полноценно использовать графику, но что-то не сложилось. Я попытался представить себе, что было бы, если бы "Железный человек" вышел на экраны не в 2008-м, а как это было запланировано изначально - в 1990-х...
Итак, в 1990 году студия Universal выкупила у компании Marvel права на экранизацию историй нескольких супергероев, в том числе Железного человека. Marvel Comics в то время едва не утонули в долгах, поэтому раздавали права налево и направо, лишь бы получить хоть крупицу денег, которые позволили бы противостоять неизбежному крушению. Брезгливо покопавшись в наследии Стэна Ли, Universal выбрали Тони Старка и привлекли к работе над фильмом режиссера Стюарта Гордона, автора "Реаниматора" и "Извне". Разумеется, тот запланированный Железный человек ничуть не был похож на героя, известного нам сегодня.
Сценарий к запланированному фильму написал Эд Ноймайер, автор скриптов к "Робокопу" и "Звездному десанту", а потому "Железный человек" мог получиться гораздо более мрачным и жестким. Ноймайер и Гордон придумали герою новый ориджин, а в противники выбрали суперзлодея по имени МОДОК. Картина не рассматривалась, как часть большой франшизы, а потому авторы допускали гибель Тони Старка в финале - он должен был пройти по пути искупления намного быстрее. При этом студия рассчитывала ограничиться скромным бюджетом и пригласить на главную роль актера из второго или даже третьего "звездного эшелона", поскольку Старк в фильме должен был быть уже весьма солидного возраста.
Затем права на экранизацию перешли к Fox, и там с героем рассчитывали сделать что-то поярче. На главную роль планировалось пригласить звезду уровня Тома Круза, а в противники Железному человеку выставить целый ряд злодеев от уже упомянутого МОДОКа до Хлыста и Хамелеона. Правда чуть позже студию в большей степени заинтересовал Ник Фьюри, о котором можно было бы снять эффектный боевик, и мысли о Тони Старке ушли на второй план. В итоге компания сосредоточилась на иных проектах, так и не задействовав персонажей Marvel в своих картинах, тем самым не заявив на них права. Это сделало возможным вернуть супергероев в родную гавань, когда Ави Арад и Кевин Файги задумались о том, чтобы сделать из Мстителей кинематографическую супервселенную.
Но что случилось бы, если бы "Железный человек" все-таки был бы снят в 1990-е? Безусловно, это не стало бы преградой на пути к запуску киновселенной супергероев, вот только состав Мстителей мог стать совсем иным. У Marvel оставались права на Капитана Америку, Человека-муравья, Черную Пантеру, Ника Фьюри, Соколиный Глаз, Плащ и Кинжал, Доктора Стрэнджа и нескольких других героев. А главное - у издательства были планы на то, чтобы взять кредит в полмиллиарда долларов и запустить серию фильмов, которые постепенно образуют единую конструкцию.
Во главе команды Мстителей в отсутствии Железного человека наверняка встал бы Человек-муравей, являющийся в комиксах одним из основателей содружества супергероев. Впрочем, ставка могла быть сделана и на Капитана Америку, присоединившегося к рисованным Мстителям с четвертого выпуска, и если введение Кэпа было бы примерно таким же, то первый фильм о Скотте Лэнге безусловно был бы иным.
Однозначно, судьба франшизы Мстители была бы иной. Хочешь - не хочешь, а на Роберте Дауни-младшем в киновселенной завязано многое. Без колоссального коммерческого успеха первого "Железного человека" все последующие картины были бы иными, франшиза не выросла бы в такого монстра, студия не стремилась бы одаривать фанатов тремя новыми картинами в год. Да, у линейки героев была бы своя аудитория, маркетинговые усилия Файги сделали бы из франшизы заметное событие, но о долгоиграющем проекте, о двадцати лентах, растянувшихся на 11 лет, речи бы не шло.
Но гораздо интереснее то, во что могла вылиться линейка фильмов о персонажах Marvel, принадлежащих Universal. Если бы "юниверсалы" взялись строить собственную комикс-вселенную, то вполне могли бы посоперничать с Fox, которые неплохо развернулись с "Людьми Икс", и с Sony, отлично заработавшей на Человеке-пауке. В комплекте с Тони Старком у Universal были Халк и Нэмор, а из этого легко можно было сделать крутую команду, господствующую в воде на земле и в воздухе. Почему студия не стала этим заниматься? Да потому что не было прежде такого опыта, чтобы несколько независимых фильмов затем объединялись единой сюжетной линией, а персонажи кочевали из одной картины в другую.
Однако самым важным мне кажется то, что появление "Железного человека" в другое время или в пакете другой студии коренным образом изменило бы то, что творится на другой стороне двухполярного кинокомиксного мира. До выхода фильма Джона Фавро DC вполне могли считать себя лидером в жанре - с их стороны за зрителя боролась трилогия Кристофера Нолана о Темном рыцаре, за спиной был опыт "Суперменов" и желание продолжать двигаться дальше. Но подход Файги спутал карты WB и DC - они тоже решили сосредоточиться на общей вселенной и проиграли. Если бы Marvel не удивила новым способом сочетания нескольких сюжетов, то наверное, не было бы и этого крайне неудачного со всех сторон и для всех сторон опыта с "Лигой справедливости".
Как оказалось, то, что приносит миллиарды одной студии, совершенно не работает у другой - очевидно, что отдельные проекты Чудо-женщины, Джокера и даже какой-нибудь Харли Квинн получаются у DC лучше, чем "Бэтмен против Супермена" или "Лига". В отсутствии давления со стороны конкурента, DC наверняка справились бы лучше - мы, возможно, раньше увидели бы сольники Флэша и Киборга, у нас, скорее всего, был бы совсем другой Зеленый Фонарь, а Зак Снайдер не топтался бы уже десять лет на одном месте.
"Железный человек" от Marvel - это здорово, а выросшая из него мегалитическая франшиза навсегда останется примером невероятного таланта создателей и уникальной зрительской любви. Но если бы четверть века назад Universal решила рискнуть, кинематограф стал бы иным, возможно, не столь однозначным, но при этом гораздо более разнообразным и разносторонним. Лучше было бы или хуже - большой вопрос. Было бы иначе, но тоже интересно.
Однако, все сложилось так, как сложилось - мы ждем новых релизов и от Marvel, и от DC, благо планы у всех грандиозные. Так что, не болеем, смотрим хорошие фильмы, приходим ругаться в комментарии под статьями на канале Киноведа в штатском.
И увидимся в кино!