Истерика, крики, цепляние за руки, слёзы... Знакомая картина?
К сожалению, многие родители сталкиваются с тем, что дети по неизвестным им причинам отказываются ходить в детский сад.
При этом у многих семей по ряду причин нет возможности оставить ребёнка дома.
Причины по которым ребёнок отказывается идти в сад:
- Обижают воспитатели. Думаю не стоит упоминать о случаях, когда некоторые воспитатели позволяют себе кричать на детей, дёргать их, унижать. Последствия такого отношения могут быть очень серьёзными - от слёз, истерик, отказа идти в сад до развития энуреза, замкнутости, ожесточенности.
- Обижают дети. Зачастую дети легко находят общий язык с другими детьми. Они могут играть, повздорить и снова играть, словно ничего и не было. Но иногда случается так, что несколько детей объединяются и "играют" в травлю ребёнка, а тот, в силу ряда причин никак не может выйти из сложившейся ситуации самостоятельно. В таком случае ребёнок выбирает исключить источник страданий путём отказа посещать детский сад.
- Нехватка Вашего внимания. В советские времена были сады пятидневки с возможностью оставлять ребёнка в саду на ночь. Ребёнка приводили утром в понедельник, а забирали вечером в пятницу. Так родители видели детей только в субботу и воскресенье и то не всегда. Сейчас у многих родителей не меньшая загруженность в попытке обеспечить семью. У многих нет сил, а может и желания проводить время с ребёнком. У ребёнка образуется острая нехватка родительского внимания и не желание посещать сад.
- Сад, как ссылка/наказание. Есть семьи в которых детским садом запугивают. К примеру, у мамы есть возможность проводить время с ребёнком и не водить в сад, но иногда она так устаёт, а ребёнок капризничает, что единственным аргументом в попытке призвать дитя к послушанию женщина находит в том, чтобы пригрозить отвести сына/дочь в детский сад. Такое "воспитание" грозит выработкой у ребёнка стойкой неприязни к детскому саду, сад воспринимается как тюрьма, а не место в котором можно весело проводить время вне дома.
- Смена воспитателя. Нередкой причиной отказа от посещений сада является смена воспитателя, няни. Взрослым не всегда комфортно находиться среди незнакомых людей, что уж говорить о детях, которые хоть и более открыты, но при этом имеют свойство привязываться к взрослым, особенно, если воспитатель "квочка-мама" - заботливая, добрая, с которой всегда интересно.
- Длительный перерыв. В период самоизоляции были закрыты все учебные дошкольные, школьные заведения. Дети 2-3 месяца находились дома с родителями. После такого длительного перерыва потребуется некоторое время от двух недель до одного месяца, чтобы снова привыкнуть к саду.
Что делать, если ребёнок не хочет идти в сад:
1. Не игнорировать. Для большинства родителей нет ничего ценнее жизни и здоровья собственного ребёнка. Если видите резкие изменения в поведении, остановитесь, прислушайтесь, посмотрите, выслушайте. Иногда достаточно серьёзно выслушать жалобы ребёнка в течение 15 минут, поддержать, дать совет, как выйти из сложившейся (конфликтной) ситуации в саду, чем каждый день видеть истерики своего чада.
2. Разобраться в причинах. Если ребёнок раньше с удовольствием ходил в сад, а сейчас так же, резко отказывается, значит что-то произошло. Отнеситесь с полной серьезностью к происходящему. Поговорите с ребёнком, мягко узнайте что случилось. Поинтересуйтесь, чем вы можете ему помочь. Если ребёнок отказывается говорить, поиграйте с ним, к примеру, в "детский сад". Пусть ребёнок отыграет роль воспитателя, а вы ребёнка или наоборот, а может, вы будете в роли кого-то из детей. Зачастую то что нельзя узнать напрямую через разговор, хорошо видно в игре. Если и этот метод не поможет - обязательно обратитесь к детскому психологу. Но не в коем случае не оставляйте ситуацию как есть.
3. Принять меры по устранению причин. Когда ясна причина нежелания идти в сад, займитесь непосредственно устранением причин. В каждом случае будут свои действия согласно индивидуальной причине конкретного ребёнка. К примеру, если воспитатель обижает - обратитесь к заведующей, переведите в другую группу, в другой сад и т.д. Если период адаптации после длительного перерыва, водите в сад сначала на 1 час, далее на 2-3 часа и так, пока ребёнок не привыкнет.
4. Всегда быть на стороне ребёнка. Помните - семья место безопасности и принятия. Задача родителей, прежде всего, любить, заботиться и оберегать своих детей. Что бы не происходило вокруг, что бы не натворил ваш сын или дочь, они должны жить с убеждением, что дома мама и папа выслушают и поддержат. Доверительные отношения большая ценность и залог полноценного развития личности.