О Вьетнаме большинству людей известно, что он смог победить коалицию США и Франции в индокитайских войнах под руководством Хо Ши Мина, а бальзам "Звездочка". На самом деле, история Вьетнама начинается с Догшонской культуры или культуры бронзовых барабанов, одних из первых металлофонов в Юго-восточной Азии. Эта культура зародилась примерно во 2-м тысячелетии до нашей эры в районе красной реки, ее носители одни из первых начали возделывать рис. Около 300 г. до нашей эры ее носители оказались на севере современного Вьетнама и стали одним из ключевых племен при формировании вьетов. Барабаны имели ритуальное значение, на нем был изображен лунный календарь, который состоял из 18 лет (в отличие от китайскго 12-летнего). Петух символизировал светлую луну, олень темную. В центре барабана изображена 12-лучевая звезда, поэтому современная пятиконечная звезда во Вьетнаме воспринимается несколько иначе, нежели в СССР.
Мировоззрение Вьетнамцев зависит от принадлежности к определенной общине, в целом основано на причудливом сочетании культа плодородия и предков, веры в небесных, подземных и морских духов, индуизма, буддизма, даосизма, конфуцианства, марксизма. Вьеты - одна из наций, которая захватила большую территорию, начинаю продвигаться с севера на юг, спасаясь от завоевательной политики Китая. Поэтому на территории Вьетнама проживает множество других племен со своими культами. Согласно легенде, вьеты считают себя потомками дракона. Король-дракон Лак Лонг Куан женился на фее-птице Ау Ко, с которым браке породила мешок, он лопнул, и в нём оказалось сто яиц, из каждого яйца вышло по сыну. 50 сыновей ушли в горы с матерью, а 50 спустились в море вслед за отцом.
Интересно, что на кладбищах можно повсеместно увидеть свастику, что является свидетельством влияния арийской культуры в Индокитае. Хоронить на кладбище и делать кремацию могут позволить себе только очень состоятельные люди. Люди победнее хоронят предков посередине своего рисового поля. Таким образом, предки оберегают посевы.
Чтобы понять менталитет вьетнамцев, нужно учесть особенности языка. Во Вьетнамском нет рода, вместо этого присутствует концепция инь-янь. Имя каждого человека состоит из трех частей - фамилия отца, прозвище, имя. Называть можно только по имени, фамилию произносить нельзя. Прозвище для всех девочек одинаковое, а для мальчиков их несколько десятков. Также вьетнамский являться тоновым языком и на слух звучит как разговор с резкими перепадами высоких и низких частот. Любимое развлечение вьетнамцев в вечернее время - собраться большой компанией и петь караоке на улице. Те кто в это время работает и не может петь, сморят караоке по телевизору.
Все прочее характерно для Азии в целом - ненормированное дорожное движение, где пешеход должен просачиваться через толпы мопедов, несущихся мимо. Обилие фруктов, морепродуктов и отсутствие мусорных контейнеров. Ну и конечно красота моря и его обитателей.
До наших дней во Вьетнаме сохранился древний матриархальный культ на территории Чамских башнен По Нагар, построенных в 8-11х веках. Чампа — объединение княжеств, существовавшее в VII—XVII веках на территории современного центрального и южного Вьетнама, наследник известного со II века княжества Линьи. Согласно тямской космологии, все тямы принадлежат к одной из двух взаимодополняющих частей тямского общества: горной, индуистской, «мужской», и прибрежной, исламской, «женской». Янский комплекс сохранился в горном ущелье Мишоне, а иньский, на территории современного Нанчанга. В наше время сохранилось 4 башни комплекса Понагар.
Центральная и самая большая башня посвящена великой богине По Нагар, обучившей людей всем ремеслам, она же – богиня плодородия. Весь комплекс украшен отчетливыми фаллическими символами и каменными изваяниями божеств и фаллосов. Внутри главной башни находятся только женские божества, причем пространство внутри очень живое. Я застал там группу молящихся женщин с обратной стороны статуи, потом они вышли из храма и продолжили обряд на улице. После возвращения в Россию обилие обнаженных богинь, в храмах и на улице весьма контрастирует с доминацией мужского начала в православных храмах, где главная женская фигура - богоматерь находится в стороне от алтаря и полностью скрыта одеждами.
А ведь некогда в древнейших цивилизациях Египта, Шумера, Индии и Китая женские божества являлись верховными или равнозначные мужскому началу. В частности, такое равноправие я обнаружил у предков скифов на территории Тувы. Но и сейчас великая богиня никуда не делась, просто она стала напоминать о себе посредством своего сына - гипноса. Это отразилось в явлениях материализма, постмодернизма, насмешки над апполоническим началом, всеобщей фейковости, размывание каких-либо границ, в том числе гендерных. Женское начало усыпляет бдительность и разрушает доминацию мужского с помощью мягкой силы. Но это обусловлено в свою очередь тем, что богине перестали уделять должное внимание, изгоняли на периферию социального. Сейчас женщина вроде бы свободна, но что ей делать со своей свободой непонятно. Многие женщины стали осваивать мужские роли - идти в политику в бизнес. Но что на самом деле нужно женщине? Может Великая богиня знает ответ?