Найти в Дзене

Ю Несбё и герой Харри Холе

«Жанровые» романы по большей части, что пирожки с мясом. Пока они горячие, они вполне съедобны. Стоит им остыть, вкус резко портится. Поэтому очень жаль, что первые романы Несбё не издали у нас раньше: некоторые детали уже кажутся анахроничными, а отсылки к будоражившим мир десять лет назад событиям оставляют равнодушным. Да, «черный» роман, к сожалению, быстро скисает. Он в значительно большей степени, чем «белый» (он же «настоящий», «большой литературы» и так далее), прицеплен к реалиям, знаковым фактам, памятным датам. Сохраняет свежесть тот, в котором, даже при наличии, так сказать, криминальной основы, главное уже не само раскрытие преступления. В котором присутствуют вырывающиеся за рамки времени герои.

    Проект Несбё с героем Харри Холе одной из своих целей ставит создание именно такого героя. Такого, следя за действиями которого читатель забывает о конкретном времени, о преступлении и расследовании оного, а следит за перипетиями «души». Что-то должно присутствовать в тексте, что заставляет читателя задумываться над «вечными вопросами». Для Несбё, несомненно, очень важен опыт и достижения предшественников. Более того – в его романах прямым текстом проводится – пусть и ироническая! – параллель между Харри Холе и знаменитым героем Раймонда Чандлера Фрэнком Марлоу. И Несбё был бы, несомненно, рад, если бы ему удалось поселить на норвежской почве нового Марлоу, героя как бы поднявшегося и над текстом и над изложенными в романе обстоятельствами. Но, к сожалению, это талантливому и интересному норвежскому писателю не удалось.

    Произошло это не потому вовсе, что между Фрэнком Марлоу и Харри Холе слишком много различий, не потому, конечно, что Марлоу был частным детективом, а Харри Холе находится на государственной службе. Причина в том, что Марлоу был литературным персонажем, а Холе уже не персонаж даже, а именно «проект». И романы с его участием также проектны. 

    Герой Чандлера, человек середины-конца тридцатых годов ХХ века, был из принципиально другой эпохи. Эпохи восстания масс. Чандлер, ровно как Фрэнк Синатра своим слушателям, помогал читателям выжить в очень жестоком мире. Но читатель Несбё уже из другой эпохи, из эпохи масс победивших. Окончательно. Бесповоротно. Перед читателями этой эпохи вопрос выживания не стоит. Этим массам проще, легче воспринять  характеры, структуру, манеру первых романов Несбё. В каждом из которых, к слову, крови и смертей значительно больше, чем во всех романах Чандлера. Заставлявший своего читателя задуматься, замереть, Чандлер для представителя победивших масс не то чтобы сложен: победители вполне могут читать и что-то посложнее – они просто избегают сложности. Иными словами, пресловутые «сложности», требующие соучастия и энергетических затрат, не вписываются в энергосберегающую парадигму современной массовой литературы и её потребителей. Даже попытка приближения к «большой» литературе не приветствуется, рассматривается как отступление от чистоты жанра, как угроза читательскому спокойствию. Парадокс – мир стал жестче, жизнь – легче. Кровь льется рекой, а читается с легкой улыбкой: все понарошку, всё – игра…

    …Видимо из-за возобладавшей установки на энергосбережение, романы Несбё наполнены разнообразной информацией. Информация вообще фишка современной массовой литературы. Читателю не только рассказывают какую-то историю. Его пичкают самыми разнообразными сведениями. Из самых разных областей. Подавляющее большинство этих сведений предельно банальны. Будучи вложенными в уста какому-то из героев или излагаясь в форме авторской речи, они а) увеличивают листаж, б) делают чтение якобы познавательным, ведь победившие массы любят «учиться», «узнавать», в) повышают оценку автора в глазах читателя, г) повышают самооценку самого читателя – и так далее. Информация как бы подменяет собой то, что составляло «мясо» нуар-романов прошлого. Описание внутреннего мира героев, описание их внешности, окружающего пространства. Например, у Несбё то и дело на авансцену выходит врач-психиатр Оддгейр Эуне и дает Харри Холе – на самом деле, конечно, читателю, - консультацию то о педофилах, то о том, что творится в голове серийного убийцы. Да и другие герои, в том числе – второстепенные, словно попросив слова начинают вещать об алкогольных напитках, прыжках с парашютом, природе звука, легендах австралийских аборигенов, ихтиологии, гастрономии, злачных местах Сиднея или Бангкока, технике бокса, особенностях тайской кухни, психологии игры, секретах работы брокеров, сексуальном поведении и девиациях, боях на Ленинградском фронте во время Второй мировой войны и так далее и тому подобное. Такие книги хорошо читать в кресле самолета по пути в тот же Сидней или Бангкок. Литература для хипстеров, пропустивших основополагающие звенья мировой культуры, сразу попавших в объятия арт-хауса и «умных» книг, но, по сути, остающихся частью победивших масс.

Полный текст статьи: https://morebook.ru/tema/segodnja/item/vse-u-nas-poluchitsya