Для искусства эпохи историзма характерно обращение к старым образцам. И в коллекции фарфора Большого Кремлевского дворца представлены высокохудожественные изделия, напоминающие разные эпохи — рококо, восток, ампир, классику. Используя элементы. характерные для разных стилей, мастера создали оригинальные и неповторимые произведения.
Наиболее цельно сохранилось убранство гостиной императрицы на Собственной половине. Оформлена она в стиле «второго рококо», белый и золото — ее цветовая гамма. Изысканная золоченая лепнина и роспись «под фарфор» по белому искусственному мрамору украшают свод комнаты. Рокайльная мебель в стиле Людовика XV выполнена московским мастером Э.Блехшмидтом. На смену тяжелой бронзе в убранстве интерьера пришел хрупкий фарфор. По первой описи
имущества дворца, выполненной в 1855 —1856 годах, здесь было 15 предметов из фарфора. Шедевр коллекции, безусловно, — люстра «Ананас». Сохранился «Проект люстры в стиле Людовика XV, назначенной государем императором в Кремлевский дворец», сделанный в 1848 году. Образ такой люстры родился в галантную эпоху рококо и наиболее соответствовал отделке интерьеров гостиных «а-ля Помпадур» с обилием позолоты и светлой обивкой мебели и стен. В ту эпоху ананас символизировал гостеприимство, и в дамских гостиных стали появляться светильники с таким украшением. На лучших европейских мануфактурах в Севре и Мейсене изготавливались редчайшие экземпляры этих люстр. По мотивам мейсенских рокайльных люстр середины XVIII века на Императорском заводе в 1840-е годы стали изготавливать подобные фарфоровые люстры. Стоян, профитки (блюдце под свечкой для стекающего воска), разнообразные цветы выполнены из фарфора. Завершающие ее детали в форме ананаса и дали название — «люстра с ананасом». Подобная люстра есть в коллекции бывшего Аничкова дворца в Петербурге, она выполнена в 1859 году для Михайловского дворца великой княгини Елены Павловны. Нижняя часть петербургской люстры сделана в виде гнезда с двумя фарфоровыми птичками, в кремлевской люстре птиц в гнезде нет. Такие люстры никогда не повторяли друг друга, из одной формы делался только один экземпляр — и каждый был уникальным.
У зеркальных боковых граней столба на мраморных полочках — две парные вазы в форме «медицис», напоминающие античные кратеры, с сюжетом «Птицы Америки». На внутренней стороне вазы — надглазурная синяя марка «Н I», которая свидетельствует о времени ее изготовления. В центре тулова вазы, на темной коричнево-вишневой поливе, на фоне романтических пейзажей изображены сидящие, летящие и плавающие фантастические птицы.
В 1847 году в «Лавке древностей» на Волхонке у купца 2-й гильдии Гаврилы Волкова вице-президент Московской Дворцовой конторы Боде купил крупную партию предметов из фарфора и мрамора, которые были использованы в оформлении интерьеров жилых и парадных апартаментов дворца. Среди них — вазы, карсельские лампы, канделябры и часы работы французских мастеров первой половины XIX века. Большая часть этих вещей использовалась в украшении гостиной императрицы. Особое внимание привлекают две парные вазы в форме кувшина с узким горлом и завершением в виде короны, их декоративные бронзовые ручки выполнены в виде летящих птиц. На бирюзовом (bleu ce'leste) фоне, характерном для севрской мануфактуры, на белом фоне в резервах на лицевой стороне изображены сюжеты с амурами, с тыльной стороны — букеты цветов. Цветовая гамма росписи — полихромная, с преобладанием сиреневого, зеленого, розового, голубого, желтого и красного цветов. Резервы оформлены великолепными картушами, многослойная роспись золотом создает эффект выпуклости, но позолота хотя и обильная, однако более плоскостная, чем на изделиях мануфактуры XVIII века.
Шедевром, безусловно, можно назвать огромную вазу «Римский цезарь, принимающий лавровый венок», выполненную на заводе в это время. Она была сделана в форме «фюзо» (веретено) с декоративными бронзовыми ручками в виде крылатых девушек. Ее размер — 195 см, размер ручек — 93 см. Ваза подписная, в нижней части на лицевой стороне резерва стоит: «Н. Adam f/t 1809» (Анри Адам, сделано в 1809 г.). Француз Анри Альберт Адам, художник по росписи фарфора, работал в Петербурге с 1808 по 1816 год. Эта ваза — одна из немногих сохранившихся его работ. Модель формы сделал профессор Пименов, ручки — бронзовщик Пьер Ажи. Увлечение античностью сказалось не только на форме вазы, но и на ее росписи. В ее центре на белом фоне изображена фризовая многофигурная композиция. В правой части, под балдахином, сидит императорская чета, перед ними — коленопреклоненный юноша, подносящий им лавровый венок. Рядом — семь мужских и женских фигур в разных позах. На тыльной стороне вазы, вокруг статуи крылатой Победы, девять танцующих и играющих на музыкальных инструментах фигур. Горло вазы крыто золотом с гравированным орнаментом в виде цветов, пальметок и танцующих крылатых фигур, держащих венки. В такой же технике оформлена нижняя часть вазы. Цветовая гамма росписи — полихромная с преобладанием пастельных тонов: охра, оливковый, светло-сиреневый, красный и синий. Подобные вазы можно увидеть и в коллекциях французских музеев, но работа петербургских мастеров превосходит мастерство французов и по форме, и по качеству исполнения. Сложная композиция, тончайшие цветовые нюансы свидетельствует о незаурядности высокопрофессионального умельца.
Интерьер кабинета императрицы — пример убранства апартаментов в духе французских дворцов эпохи «буль». Драпировки, обивка стен и мебели были выполнены из «шелковой малиновой материи с золотом» (историческая ткань не сохранилась). Насыщенный цветовой колорит ткани соответствовал и мебели, сделанной из темного дерева с инкрустацией панцирем черепахи, латунью и перламутром. Выбор фарфоровых ваз соответствовал насыщенной цветовой гамме комнаты. Пристенные торшеры украшали двумя парами ваз. Описание двух ваз в китайском стиле с крупными цветами сохранилось только в описи имущества дворца. Две другие, изготовленные на Севрской мануфактуре, были куплены в 1848 году у князя Сергея Михайловича Голицына за 857 рублей серебром. Они выполнены в форме «медицис», крытьё — черного цвета. Многофигурные композиции, украшающие корпус ваз, используют сюжеты гомеровских «Одиссеи» и «Илиады», о чем свидетельствуют надписи, выполненные золотом на зеленом фоне. На подножии в центре ваз надпись «Biranger». На внутренней стороне — марка Севрской мануфактуры: две обращенные друг к другу латинские буквы «Ь» под короной (но в отличие от старого Севра, они не голубого, а серого цвета).
На втором этаже в западной части Большого Кремлевского дворца располагались парадные апартаменты — тронный Екатерининский зал, парадная гостиная и опочивальня. Предназначались они для приема особо почетных гостей, поэтому и было так помпезно их убранство: массивная золоченая мебель, парчовая ткань в обивке мебели и стен, бронзовые и хрустальные светильники. В парадной гостиной императрицы для дополнительного освещения использовали три массивных фарфоровых торшера. Среди них эффектно выделяется размерами, экзотической формой и росписью торшер в японском стиле, выполненный в Петербурге. Директор ИФЗ Языков в мае 1848 года «велел большую фарфоровую вазу с канделябрами отправить в Московскую Дворцовую контору». В описи имущества дворца 1855— 1856 годов в этой комнате значится «канделябр фарфоровый зеленого цвета на 66 свечей с 3-мя чашами для цветов в японском стиле». Торшер стоит на массивном деревянном золоченом постаменте с металлическими корытцами для цветов. Стоян торшера — сложной формы, с четырьмя бронзовыми ободками в месте крепления фарфоровых деталей. Корпус его оформлен накладными бронзовыми фигурами сатиров, держащих процветший стебель, который завершается фарфоровой чашей в форме низкого кратера. Венчает стоян многоярусная конструкция кронштейнов с профитками для свеч и вазонами со стеклянными плафонами. Все фарфоровые части торшера сплошь украшены растительным орнаментом. На черном фоне, почти закрывая его, изображены зеленые листья, розовые, голубые и желтые цветы. В центре каждой детали стояна с обеих сторон — резервы с изысканным цветочным орнаментом на белом фоне.
Продолжение статьи, а так же много другой интересной информации о фарфоре, а так же огромный выбор антиквариата на сайте Антикленд