Найти тему

Коллекция фарфора в Большом Кремлевском дворце

Для искусства эпохи историзма характерно обращение к старым образцам. И в коллекции фарфора Большого Кремлевского дворца представлены высокохудожественные изделия, напоминающие разные эпохи — рококо, восток, ампир, классику. Используя элементы. характерные для разных стилей, мастера создали оригинальные и неповторимые произведения.

В оформлении интерьеров Большого императорского дворца и резиденции Их Высочеств в Московском Кремле, возведенных при Николае I в середине XIX века, большое внимание уделялось произведениям из фарфора. Разнообразные вазы, светильники изготовлялись не только на Императорском фарфоровом заводе, но и покупались у частных коллекционеров. Сейчас в коллекции 34 предмета, выполненные в Петербурге и на Севрской фарфоровой мануфактуре. Часть из них располагается на местах, предназначенных для них изначально, другие в разное время перемещались по разным помещениям.
В оформлении интерьеров Большого императорского дворца и резиденции Их Высочеств в Московском Кремле, возведенных при Николае I в середине XIX века, большое внимание уделялось произведениям из фарфора. Разнообразные вазы, светильники изготовлялись не только на Императорском фарфоровом заводе, но и покупались у частных коллекционеров. Сейчас в коллекции 34 предмета, выполненные в Петербурге и на Севрской фарфоровой мануфактуре. Часть из них располагается на местах, предназначенных для них изначально, другие в разное время перемещались по разным помещениям.

Наиболее цельно сохранилось убранство гостиной императрицы на Собственной половине. Оформлена она в стиле «второго рококо», белый и золото — ее цветовая гамма. Изысканная золоченая лепнина и роспись «под фарфор» по белому искусственному мрамору украшают свод комнаты. Рокайльная мебель в стиле Людовика XV выполнена московским мастером Э.Блехшмидтом. На смену тяжелой бронзе в убранстве интерьера пришел хрупкий фарфор. По первой описи

имущества дворца, выполненной в 1855 —1856 годах, здесь было 15 предметов из фарфора. Шедевр коллекции, безусловно, — люстра «Ананас». Сохранился «Проект люстры в стиле Людовика XV, назначенной государем императором в Кремлевский дворец», сделанный в 1848 году. Образ такой люстры родился в галантную эпоху рококо и наиболее соответствовал отделке интерьеров гостиных «а-ля Помпадур» с обилием позолоты и светлой обивкой мебели и стен. В ту эпоху ананас символизировал гостеприимство, и в дамских гостиных стали появляться светильники с таким украшением. На лучших европейских мануфактурах в Севре и Мейсене изготавливались редчайшие экземпляры этих люстр. По мотивам мейсенских рокайльных люстр середины XVIII века на Императорском заводе в 1840-е годы стали изготавливать подобные фарфоровые люстры. Стоян, профитки (блюдце под свечкой для стекающего воска), разнообразные цветы выполнены из фарфора. Завершающие ее детали в форме ананаса и дали название — «люстра с ананасом». Подобная люстра есть в коллекции бывшего Аничкова дворца в Петербурге, она выполнена в 1859 году для Михайловского дворца великой княгини Елены Павловны. Нижняя часть петербургской люстры сделана в виде гнезда с двумя фарфоровыми птичками, в кремлевской люстре птиц в гнезде нет. Такие люстры никогда не повторяли друг друга, из одной формы делался только один экземпляр — и каждый был уникальным.

В стиле севрского фарфора петербургские мастера выполнили два великолепных парных торшера «Пастораль» на 20 свечников. На голубом фоне корпуса с обеих сторон располагаются два резерва (не закрашенный фоновым цветом участок, оставленный для нанесения узора, декорации, жанровой сценки), обрамленные картушем с золотой росписью. На лицевой стороне изображены сценки сельской пасторали — фигуры дам и пастушки — на одном и влюбленной пары — на другом торшере. Вазы в резервах на тыльной стороне и с обеих сторон вытянутой шейки, согласно тогдашней моде, украшены гирляндами, медальонами с цветочными фестонами, традиционными букетами из цветов и плодов. Один из торшеров — подписной: в нижней левой части лицевого резерва надпись — Н.Лифантьевъ. Роспись выполнена широкими мазками, эмалевыми красками, которые наносятся поверх глазури. Их получают из смеси порошкообразного стекла и цветных оксидов металла (окись меди, кобальт, марганец). Цветовая гамма — насыщенных ярких синих, розовых, желтых, зеленых тонов. Качество работы свидетельствует о мастерстве опытного живописца, оно не уступает лучшим образцам европейских художников. Декоративные накладные ручки в виде обнаженных полуфигур юноши и девушки в окружении плодов и цветов — из золоченой бронзы.
В стиле севрского фарфора петербургские мастера выполнили два великолепных парных торшера «Пастораль» на 20 свечников. На голубом фоне корпуса с обеих сторон располагаются два резерва (не закрашенный фоновым цветом участок, оставленный для нанесения узора, декорации, жанровой сценки), обрамленные картушем с золотой росписью. На лицевой стороне изображены сценки сельской пасторали — фигуры дам и пастушки — на одном и влюбленной пары — на другом торшере. Вазы в резервах на тыльной стороне и с обеих сторон вытянутой шейки, согласно тогдашней моде, украшены гирляндами, медальонами с цветочными фестонами, традиционными букетами из цветов и плодов. Один из торшеров — подписной: в нижней левой части лицевого резерва надпись — Н.Лифантьевъ. Роспись выполнена широкими мазками, эмалевыми красками, которые наносятся поверх глазури. Их получают из смеси порошкообразного стекла и цветных оксидов металла (окись меди, кобальт, марганец). Цветовая гамма — насыщенных ярких синих, розовых, желтых, зеленых тонов. Качество работы свидетельствует о мастерстве опытного живописца, оно не уступает лучшим образцам европейских художников. Декоративные накладные ручки в виде обнаженных полуфигур юноши и девушки в окружении плодов и цветов — из золоченой бронзы.

У зеркальных боковых граней столба на мраморных полочках — две парные вазы в форме «медицис», напоминающие античные кратеры, с сюжетом «Птицы Америки». На внутренней стороне вазы — надглазурная синяя марка «Н I», которая свидетельствует о времени ее изготовления. В центре тулова вазы, на темной коричнево-вишневой поливе, на фоне романтических пейзажей изображены сидящие, летящие и плавающие фантастические птицы.

В 1847 году в «Лавке древностей» на Волхонке у купца 2-й гильдии Гаврилы Волкова вице-президент Московской Дворцовой конторы Боде купил крупную партию предметов из фарфора и мрамора, которые были использованы в оформлении интерьеров жилых и парадных апартаментов дворца. Среди них — вазы, карсельские лампы, канделябры и часы работы французских мастеров первой половины XIX века. Большая часть этих вещей использовалась в украшении гостиной императрицы. Особое внимание привлекают две парные вазы в форме кувшина с узким горлом и завершением в виде короны, их декоративные бронзовые ручки выполнены в виде летящих птиц. На бирюзовом (bleu ce'leste) фоне, характерном для севрской мануфактуры, на белом фоне в резервах на лицевой стороне изображены сюжеты с амурами, с тыльной стороны — букеты цветов. Цветовая гамма росписи — полихромная, с преобладанием сиреневого, зеленого, розового, голубого, желтого и красного цветов. Резервы оформлены великолепными картушами, многослойная роспись золотом создает эффект выпуклости, но позолота хотя и обильная, однако более плоскостная, чем на изделиях мануфактуры XVIII века.

И все-таки большинство предметов, использованных в украшении интерьеров Большого Кремлевского дворца, выполнены в Петербурге. 1810—1820 годы — время расцвета Петербургского императорского завода. Во главе всех художественных работ был поставлен профессор Академии художеств Степан Степанович Пименов. Лабораторией руководил Василий Воинов, сын Никиты Воинова, ученика Дмитрия Виноградова. Из русских живописцев, работавших там, самыми известными были Иван Командер и Алексей Канунников. В этот период на заводе работали севрские художники Адам (Adam) и Жак Франсуа Свебах (Jacques Francois Swebach). Техническое и художественное качество изделий в этот период достигло самой высокой степени и по уровню не уступало качеству изделий европейских заводов. В это же время развернулась коммерческая деятельность предприятия. В 1808 году было запрещено ввозить фарфор из-за границы, что, безусловно, способствовало расширению производства на русских мануфактурах. Изделия Петербургского завода стали возить на Нижегородскую ярмарку, в 1810 году организовали комиссионную продажу в Риге. В 1819 году была открыта вторая лавка в Гостином дворе и в 25 губерниях, в Москве продукцией завода торговала «Лавка древностей» купца Волкова.
И все-таки большинство предметов, использованных в украшении интерьеров Большого Кремлевского дворца, выполнены в Петербурге. 1810—1820 годы — время расцвета Петербургского императорского завода. Во главе всех художественных работ был поставлен профессор Академии художеств Степан Степанович Пименов. Лабораторией руководил Василий Воинов, сын Никиты Воинова, ученика Дмитрия Виноградова. Из русских живописцев, работавших там, самыми известными были Иван Командер и Алексей Канунников. В этот период на заводе работали севрские художники Адам (Adam) и Жак Франсуа Свебах (Jacques Francois Swebach). Техническое и художественное качество изделий в этот период достигло самой высокой степени и по уровню не уступало качеству изделий европейских заводов. В это же время развернулась коммерческая деятельность предприятия. В 1808 году было запрещено ввозить фарфор из-за границы, что, безусловно, способствовало расширению производства на русских мануфактурах. Изделия Петербургского завода стали возить на Нижегородскую ярмарку, в 1810 году организовали комиссионную продажу в Риге. В 1819 году была открыта вторая лавка в Гостином дворе и в 25 губерниях, в Москве продукцией завода торговала «Лавка древностей» купца Волкова.

Шедевром, безусловно, можно назвать огромную вазу «Римский цезарь, принимающий лавровый венок», выполненную на заводе в это время. Она была сделана в форме «фюзо» (веретено) с декоративными бронзовыми ручками в виде крылатых девушек. Ее размер — 195 см, размер ручек — 93 см. Ваза подписная, в нижней части на лицевой стороне резерва стоит: «Н. Adam f/t 1809» (Анри Адам, сделано в 1809 г.). Француз Анри Альберт Адам, художник по росписи фарфора, работал в Петербурге с 1808 по 1816 год. Эта ваза — одна из немногих сохранившихся его работ. Модель формы сделал профессор Пименов, ручки — бронзовщик Пьер Ажи. Увлечение античностью сказалось не только на форме вазы, но и на ее росписи. В ее центре на белом фоне изображена фризовая многофигурная композиция. В правой части, под балдахином, сидит императорская чета, перед ними — коленопреклоненный юноша, подносящий им лавровый венок. Рядом — семь мужских и женских фигур в разных позах. На тыльной стороне вазы, вокруг статуи крылатой Победы, девять танцующих и играющих на музыкальных инструментах фигур. Горло вазы крыто золотом с гравированным орнаментом в виде цветов, пальметок и танцующих крылатых фигур, держащих венки. В такой же технике оформлена нижняя часть вазы. Цветовая гамма росписи — полихромная с преобладанием пастельных тонов: охра, оливковый, светло-сиреневый, красный и синий. Подобные вазы можно увидеть и в коллекциях французских музеев, но работа петербургских мастеров превосходит мастерство французов и по форме, и по качеству исполнения. Сложная композиция, тончайшие цветовые нюансы свидетельствует о незаурядности высокопрофессионального умельца.

-4

Интерьер кабинета императрицы — пример убранства апартаментов в духе французских дворцов эпохи «буль». Драпировки, обивка стен и мебели были выполнены из «шелковой малиновой материи с золотом» (историческая ткань не сохранилась). Насыщенный цветовой колорит ткани соответствовал и мебели, сделанной из темного дерева с инкрустацией панцирем черепахи, латунью и перламутром. Выбор фарфоровых ваз соответствовал насыщенной цветовой гамме комнаты. Пристенные торшеры украшали двумя парами ваз. Описание двух ваз в китайском стиле с крупными цветами сохранилось только в описи имущества дворца. Две другие, изготовленные на Севрской мануфактуре, были куплены в 1848 году у князя Сергея Михайловича Голицына за 857 рублей серебром. Они выполнены в форме «медицис», крытьё — черного цвета. Многофигурные композиции, украшающие корпус ваз, используют сюжеты гомеровских «Одиссеи» и «Илиады», о чем свидетельствуют надписи, выполненные золотом на зеленом фоне. На подножии в центре ваз надпись «Biranger». На внутренней стороне — марка Севрской мануфактуры: две обращенные друг к другу латинские буквы «Ь» под короной (но в отличие от старого Севра, они не голубого, а серого цвета).

На втором этаже в западной части Большого Кремлевского дворца располагались парадные апартаменты — тронный Екатерининский зал, парадная гостиная и опочивальня. Предназначались они для приема особо почетных гостей, поэтому и было так помпезно их убранство: массивная золоченая мебель, парчовая ткань в обивке мебели и стен, бронзовые и хрустальные светильники. В парадной гостиной императрицы для дополнительного освещения использовали три массивных фарфоровых торшера. Среди них эффектно выделяется размерами, экзотической формой и росписью торшер в японском стиле, выполненный в Петербурге. Директор ИФЗ Языков в мае 1848 года «велел большую фарфоровую вазу с канделябрами отправить в Московскую Дворцовую контору». В описи имущества дворца 1855— 1856 годов в этой комнате значится «канделябр фарфоровый зеленого цвета на 66 свечей с 3-мя чашами для цветов в японском стиле». Торшер стоит на массивном деревянном золоченом постаменте с металлическими корытцами для цветов. Стоян торшера — сложной формы, с четырьмя бронзовыми ободками в месте крепления фарфоровых деталей. Корпус его оформлен накладными бронзовыми фигурами сатиров, держащих процветший стебель, который завершается фарфоровой чашей в форме низкого кратера. Венчает стоян многоярусная конструкция кронштейнов с профитками для свеч и вазонами со стеклянными плафонами. Все фарфоровые части торшера сплошь украшены растительным орнаментом. На черном фоне, почти закрывая его, изображены зеленые листья, розовые, голубые и желтые цветы. В центре каждой детали стояна с обеих сторон — резервы с изысканным цветочным орнаментом на белом фоне.

Продолжение статьи, а так же много другой интересной информации о фарфоре, а так же огромный выбор антиквариата на сайте Антикленд