Найти тему
Плёнки и винил

«Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой-16

Оглавление

Разбираемся в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 и 15) мы дошли до момента, где Крис прерывает диалог со Снаутом и встревоженный возвращается в библиотеку, беспокоясь за Хари.

1. Охотники на снегу

Вбежав в библиотеку, Крис видит, что Хари невозмутимо сидит на столе и курит, рассматривая картину Брейгеля «Охотники на снегу». Из этого зритель может понять, что она уже достаточно самостоятельная личность и может подолгу обходиться без присутствия Криса рядом. Но, конечно, самый большой интерес вызывает картина, которую нам демонстрируют так долго (в оригинальном монтаже было ещё дольше), что это превращается в настоящую медитацию и заставляет задуматься: почему именно это произведение?

Казалось бы, «Солярис» как фильм, насыщенный философскими и религиозными вопросами требовал бы каких-то более возвышенных сюжетов, например, у того же Брейгеля есть библейская «Вавилонская башня», которая говорит о тщетности попыток людей приблизиться к небу, оторваться от Земли.

«Охотники на снегу» же носят откровенно бытовой характер: вон перед гостиницей с разбитой вывеской собираются опалить свинью, бредут охотники домой почти без трофеев, на льду реки мальчишки играют в керлинг, у кого-то из крестьян загорается дом, и другие бегут к нему на помощь... Что здесь могло настолько привлечь Тарковского, что на мотивах этой картины он строит кадры своих фильмов?

"Зеркало"
"Зеркало"
"Андрей Рублёв"
"Андрей Рублёв"

Надо вспомнить, что режиссёр как раз избегал всего слишком величественного и пафосного. Например, отказался от изображения технического могущества мира будущего и даже некоторое время думал изобразить космическую станцию в виде обычной квартиры, где за окном висят сосульки.

Да, Брейгель изображает бытовое, даже низменное, но тем глубже проникает в вопросы бытия. Картина входит в цикл «Времена года» и уже этим связывается с проблемами течения жизни. Зима в таких циклах (хоть живописных, хоть музыкальных) соответствует зрелости, времени подводить итоги прожитого.

Сцена изображена с нереальной, приподнятой точки зрения, как будто художник мог парить над землёй, благодаря чему охватил взглядом невероятное пространство с загибающимся кверху горизонтом (горы, появляющиеся в глубине картины, на самом деле не характерны для ландшафта Голландии).

Брейгель "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" и кадр из фильма "Зеркало" А. Тарковского. Ещё одно пересечение творчества двух мастеров.
Брейгель "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" и кадр из фильма "Зеркало" А. Тарковского. Ещё одно пересечение творчества двух мастеров.

Это мир, хоть и погружённый в мелкие повседневные заботы, но всё равно тоскующий по утраченному высокому. На вывеске гостиницы изображён святой, стоящий на коленях (как Крис в финале фильма), эта вывеска расколота. Рядом с церковью, обозначенной шпилем, никого нет.

-5

Как и в «Солярисе», на полотне представлены все четыре стихии. Так что это картина о мире, пространстве и времени, быте и бытии.

Хари смотрит на это всё своим инопланетным взглядом, пытаясь постичь изображённое. В её сознании явно всплывают кадры из домашних фильмов Криса. Всё активнее работает её память, всё лучше она понимает людей Земли, их быт и искусство, всё больше очеловечивается.

Можно познакомиться любопытным разбором картины в контексте творчества художника.

Кстати, после Тарковского картина Брейгеля стала часто цитироваться в других произведениях. Например, художниками.

И кинорежиссёрами. Например, фанат Тарковского Ларс фон Триер использует в чём-то похожую ситуацию: у героини его фильма «Меланхолия» есть дар предвидения, и она знает, что Земля скоро погибнет. Она не знает, что делать, но в одном кадре она ставит на полку книгу, раскрытую на репродукции с «Охотниками на снегу», словно готовясь проститься со всем, что заключает в себе эта картина.

-7

2. Невесомость

Следом в фильме наступает ещё один удивительный момент: как ранее предупреждал Снаут, из-за поворота станции на ней наступают несколько минут невесомости, и Крис с Хари парят в библиотеке в окружении книг, картин и свечей.

Критики давно уже обратили внимание, что такого рода левитация постоянный мотив фильмов Тарковского. Чаще всего он наступает, когда герои влюблены. И эта любовь отрывает их от земли, помогает взлетать ближе к небу.

Вот, например, в «Ивановом детстве» влюблённые в поцелуе повисают над окопом.

Помимо этого, обнимающиеся Крис и Хари отсылают картине Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях».

-9

Это не просто образ весёлой семейной жизни, а моральная притча. У картины есть и другой заголовок: «Блудный сын в таверне», и она иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13:

«По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно».

Рембрандт одной деталью вносит в царящее веселье грозное напоминание о развитии этой истории: на стене видна грифельная доска — знак того, что рано или поздно за всё придётся платить.

К теме блудного сына художник вернётся 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына». Её Тарковский цитирует в последних кадрах «Соляриса».

Таким образом, фантастическая история психолога из будущего Криса, отправившегося выяснять, что происходит на далёкой космической станции, превращается в вечный сюжет о потере и поисках Бога.

В следующей части обсудим, возможно, самые мучительные сцены фильма.

Предыдущие части: