Найти тему

Кроссовки “Найк Эйр” от компании Nike

Давайте вместе вспомним историю появления одной из разработок компании Nike – кроссовки на воздушной подушке. Изначально изобретатель этих кроссовок Фрэнк Руди предложил их компании Адидас. Но те решили, что себестоимость производства очень высокая и никто их покупать не будет. Тогда Руди обратился к Филу Найту - основателю компании Найк. Им удалось договориться, и появились кроссовки, которые потом стали называться “Найк Эйр”. В 1984 году Майкл Джордан заключил договор на ношение этих кроссовок от «Найк». Специально для него были сделаны черные кроссовки с красными вставками. Дизайн кроссовок настолько бросался в глаза, что представитель НБА, пригрозил Джордану, что оштрафует его на 1000 долларов за ношение кроссовок, которые нарушают командную форму. Но Майкла Джордана это не останавливало, и он продолжал приходить на игры в ярких кроссовках «Найк Эйр». Это вызывало возмущение прессы и рев на трибунах. Причина была не в том, что Майкл заключил договор с Найком. И как минимум, Найк и Майкл могли ведь просто изменить цвет кроссовок, чтобы усмирить руководство НБА. Причины были в другом. Первой причиной была особенность этих кроссовок. Они имели надувную прокладку между ногой и подошвой. Это позволяло снижать расход энергии на 3% и уменьшать удар ноги о землю на 10%. Это было оценено профессиональными спортсменами, такими как Майкл Джордан. Второй причиной было то, что в то время Майкл Джордан являлся самым ярким и запоминающимся игроком в НБА. Он всем своим поведением бросал вызов всем вокруг себя. Раскраска кроссовок ему в этом способствовала. Ну и третьей причиной была выстроенная на этом рекламная кампания «Найк Эйр Джордан». Это была одна из самых выдающихся рекламных кампаний кроссовок компании Найк. Компания Найк сделала высокопрофессиональные кроссовки, признанные авторитетными спортсменами, и предложила их всем желающим. Кроссовки Найк Эйр стали настольно популярны, что только за первый год продаж принесли компании Найк более 100 млн долларов. Всем известного сейчас лозунга компании Найк JUST DO IT (Просто сделай это) тогда еще не было. Он появился несколько позже. Но мы думаем, что именно описанная выше история легла в основу создания всем известного лозунга.

В фокусе кейса = Основные принципы работы компании Nike.

Мы видим несколько принципов работы, которыми руководствуется компания Nike. Первый принцип – четко понимать, что нужно потребителям. Второй принцип – грамотное выстраивание внутренних бизнес-процессов. Третий принцип - поднять планку внутреннего стандарта выше рыночной. Первый принцип означает, что продукция от компании Найк должна иметь для потребителей большую ценностью, чем аналогичная продукция от других компании, специализирующиеся в спортивной амуниции. Второй принцип означает, что внутренняя организация бизнес-процессов должна быть сфокусирована на то, чтобы создавать для потребителей конкурентно способную продукцию, отвечающую первому принципу. А это вовсе не означает, что надо обязательно иметь собственное производство. Всю свою продукцию компания Найк изготавливает у субподрядчиков. Третий принцип означает, что внутренняя планка требований и собственных стандартов к спортивной одежде и обуви должна быть настолько высокой, чтобы конкуренты не смогли бы что-то скопировать. Причем, эта внутренняя планка напрямую связана с первым и вторым принципами.