Юридический конфликт в самом общем виде представляет собой столкновение различных правовых интересов субъектов. В сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности исследуемый конфликт правового характера выступает как столкновение интересов предпринимателей и государства. Другими словами, здесь сталкиваются частные интересы частных лиц и публичные интересы публично-правовых образований. Следует указать, что, вступая в публично правовые отношения, предприниматель приобретает соответствующие публичные субъективные права, которые, в первую очередь, он и защищает в случае правонарушения. Например, в области действия налогового права предприниматель может, при наличии должных оснований, приобрести право на налоговую льготу. Если же указанное право будет нарушено, то потерпевший имеет возможность реализовывать свое субъективное право на защиту. Однако, в конечном счете, предприниматель в подобных ситуациях защищает свои частные имущественные права, в том числе и право собственности. Таким образом, отстаивая свои нарушенные публичные субъективные права, предприниматель тем самым преследует, в конечном счете, цель защиты своих нарушенных частных интересов.
В связи с юридическим конфликтом предприниматель может не только защищать, но и охранять свои интересы. Например, получая в ответ на свой запрос от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик вырабатывает такую линию своего налогового поведения, которая позволяет избежать в будущем юридического конфликт. Тем самым частные субъекты налогового права в ситуации, когда его права еще не нарушены, принимает меры к охране своего имущества.
Для зарождения юридического конфликта всегда характерно возникновение определенных отношений. В данном случае, так называемые, нормальные, не нарушенные правоотношения трансформируются в прямую свою противоположность - отношения нарушенные, связанные с умалением субъективных прав стороны юридического конфликта. В сфере отношений предприниматель - орган публичной власти, соответственно, возможно нарушение субъективных прав, как субъекта предпринимательской деятельности, так и публично-правового образования, от имени которого действовал орган власти. Действия чиновника или служащего по отношению к исполняющим свои функции предпринимателям чреваты возникновением конфликтных ситуаций, последствия которых нередко приводят к прекращению исполнения предпринимателями своих функций, что противоречит общественным интересам. Например, если речь идет о неправомерном изъятии налога, то нарушено субъективное право частного лица. При этом следует обратить внимание, что у частного лица могут быть нарушены как субъективные права публичного свойства, так и в связи с этим субъективные права частного характера. Последнее явление можно, например, наблюдать в спорах с участием органов власти и предпринимателей, в которых защищается деловая репутация предпринимателей, их право на информацию с ограниченным доступом (различные виды тайн - налоговая и другие), возмещаются причиненные им убытки. Наоборот, в ситуации, когда налог не уплачен без должных на то оснований, имеет место нарушение публичных субъективных прав публично-правового образования, которому причитается данный налог. Нарушение таких субъективных прав может иметь место и в других случаях, в частности, при осуществлении незаконного предпринимательства, нарушении установленного порядка расчетов наличными денежными средствами, систематическом или грубом неисполнении требований законов и иных правовых актов. В последней ситуации к правонарушителю может быть применена принудительная ликвидация.
Спорные отношения складываются по поводу различных объектов, имеющих для предпринимателей определенную ценность. В целом их можно охарактеризовать как объекты гражданских прав - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права и исключительные права на них. Некоторые из данных объектов выступают объектами не только в гражданских, но и в публичных отношениях с участием предпринимателем, например, денежные средства являются объектами в налоговых отношениях. Споря с органами власти, предприниматели защищают свои права на эти объекты. Однако споры предпринимателей с органами власти по поводу нематериальных благ, главным образом это дела о защите деловой репутации, встречаются довольно редко.
Конфликтная ситуация в области государственного регулирования предпринимательской деятельности обычно складывается в отношении таких объектов, как вещи, денежные средства, информация, в частности, рекламная информация.
Вместе с тем сам по себе объект еще не выступает предметом юридического конфликта, ведь юридический конфликт возникает не просто в отношении конкретного объекта, а по поводу него в связи с применением соответствующих правовых норм. В частности, налоговые споры возникают по поводу денежных средств, в связи с применением соответствующего блока законодательства. Таким образом, категория "Предмет спора" позволяет квалифицировать спорные отношения и отводить на вопрос о том, какая норма была нарушена.
К элементам юридического спора нужно также перечислить и его субъектов. Участников рассматриваемого юридического конфликта можно подразделить на две группы: с одной стороны, это лица частные, предприниматели, с другой стороны, к этим субъектам следует отнести публично правовые образования в лице их уполномоченных органов. Конкретные особенности указанных субъектов в спорном отношении определяются существом юридического конфликта и спецификой применимого законодательства к спорным отношениям. Так, в налоговых спорах с одной стороны всегда участвуют частные субъекты налогового права - налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент и другие. В спорах по поводу реализации законодательства о рекламе в качестве частных субъектов выступают рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители.
Самостоятельным элементом юридического конфликта является его содержание. Юридический конфликт, как спорное правонарушение по своему содержанию, состоит из субъективных прав и обязанностей его сторон.
Причины возникновения юридического конфликта в области государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть различными. Во-первых, к ним можно относить несовершенство тех или иных частей отечественного законодательства о государственном регулировании предпринимательской деятельности. В таком случае, например, в области действия налогового права, может встать вопрос о том, нужно ли платить в данной конкретной ситуации налог налог или нет. Естественно, что каждая сторона конфликтного отношения, в большинстве ситуаций, будет отвечать на данный вопрос в свою пользу, что и послужит одним из оснований возникновения юридического конфликта. Это представляет себе и законодатель, который закрепил известное правило о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика.
Во-вторых, такой причиной является неправильное предоставление одной из сторон конфликта о тех или иных положениях действующего законодательства, т.е. неверное толкование правовых норм. Скажем, орган публичной считает, что публично-правовая обязанность предпринимателя существует, а в действительности этого нет. В таком случае, наделенный соответствующими контрольными функциями, это орган может воздействовать на имущественную сферу коммерсанта путем применения различных санкций. В свою очередь, предприниматель может не согласиться с подобными действиями орган власти, что ведет к образованию коллизионной ситуации. Обращение данного предпринимателя в суд, который констатирует правомерность позиции частного субъекта, позволяет решить указанную проблему.
Основанием юридического конфликта может также служить прямое нарушение одной из сторон конфликта действующих правовых норм. Если это допущено предпринимателем, то начинают реализовываться властные полномочия публичного органа, связанные с устранением последствий правонарушения, а также наказанием правонарушителя. В то же время в случае нарушения прав предпринимателя органом власти о развитии юридического конфликта и, в частности, о его судебной стадии разрешения, можно говорить лишь при наличии соответствующей инициативы со стороны предпринимателя. Это связано с тем, что указанный субъект, по существу, вправе согласиться с неправомерными действиями властного органа и не оспаривать их. На практике же это наблюдается тогда, когда имущественные последствия правонарушения незначительны, например, неправомерно наложенный штраф, небольшой по сумме.
Вывод можно сделать следующий: во всех указанных ситуациях применительно к конфликтам речь идет о причинах юридического свойства. Однако они могут быть и другого плана - в частности, связанные с экономической целесообразностью, например, когда под любым предлогом предпринимателю не возмещается причиненный ему имущественный вред. По моему мнению, нельзя отрицать и существование морально-психологических причин юридических конфликтов, хотя для предпринимательской сферы они, как правило, не носят определенного характера.
https://www.ulc.ru/spor-v-arbitrazhnom-sude-s-gosudarstvennym-organom/
Донской Дмитрий,
помощник юриста.
группы Объединенные Юристы