Арцахская армия зарождалась с небольших добровольческих отрядов из 10-30-ти человек. Движимые всеобщим энтузиазмом и готовые пожертвовать за родину самым дорогим, эти смелые, сплочённые и самоотверженные ребята сделали в ходе развязанной Азербайджаном кровавой войны неоценимое дело для своей родины и народа. Фактически благодаря им удалось отстоять в противостоянии с многочисленным и вооружённым до зубов противником исторический армянский край и провозгласить республику. Одним из них был Марат Аванесян, с виду простой степанакертский парень, но юноша с большой душой и бесстрашным сердцем.
«Карабах, он же Арцах – моя любимая родная земля. Степанакерт – мой любимый родной город. Здесь могилы моей мамы, папы, брата, сына Марата. Всегда помню о нашей последней встрече, перед уходом в бой. Безусловно, она останется со мной на всю оставшуюся жизнь, и уйдёт со мной туда, куда неумолимо зовёт природа, то есть к сыну моему», – пишет в одном из своих посвящений Марату безутешный отец Юрий Баширович Аванесян.
Марат был горячо любим не только своими родителями и родственниками, но и всеми, кто близко знал его, имел счастье быть его другом и товарищем.
Родился Марат Аванесян 21 марта 1973-го года в г.Степанакерте. В 1980-м пошёл в первый класс степанакертской школы № 8. В связи с переменой места жительства перевёлся в школу № 10, окончив её в 1991-м году. Затем поступил в профтехучилище, где освоил специальность радиотехника.
Предвидя непростую судьбу своего края, семнадцатилетним юношей Марат приступил к освоению военного дела. Летом 1990-го года по инициативе учителя школы № 10 Виталия Джаангиряна стала формироваться соответствующая группа из старшеклассников, куда одним из первых вошёл Марат. Очень скоро он стал правой рукой руководителя группы. В течение месяца в селе Хндзристан Аскеранского района команда из 30-ти юношей обучалась вождению БТР и обращению со стрелковым оружием. Несколько забегая вперёд, отметим, что эти занятия очень помогли ребятам отстоять и защитить родину в тяжёлую годину. Многие из этих парней впоследствии стали настоящими героями.
В июне 1991-го года Марат Аванесян был призван (на добровольной основе) в ряды Советской Армии, настоял на том, чтобы отправили служить в артиллерийскую часть.
Тем временем на родине обстановка накалялась, бакинский военно-политический режим уже открыто переводил конфликт в военное русло, разворачивая широкомасштабные боевые действия против самоопределившегося Нагорного Карабаха. Узнав о тяжёлом положении своих соотечественников, Марат добился перевода из города Черновцы Украинской ССР в Степанакерт для продолжения службы на родине. Вспоминает Юрий Аванесян:
«20 декабря 1992-го года по приглашению моих родственников мы с женой выехали в Москву, чтобы как-то, чуть-чуть успокоиться, отойти от нашей трагедии. Как профсоюзный работник решил зайти в ВЦСПС и повидаться с моими друзьями по службе. Меня приняли в орготделе как близкого человека, интересовались событиями в Карабахе, и я им всё рассказал, как очевидец и отец погибшего. После долгих вопросов и ответов они соединили меня с г. Черновцы, и я получил возможность поговорить с полковником Бандаруком – командиром воинской части № 82648, где в своё время служил Марат. Выдержав паузу, он тяжело вздохнул и рассказал о Марате:
«Он патриот, любил свой народ и свою Армению. Он убедил нас, что обязан защищать всё армянское. Всё-таки я дал согласие в присутствии командира его роты и решил выдать предписание, аттестат на продовольствие сроком на 4 дня, до прибытия 1 августа 1991-го года в Степанакерт, в условную воинскую часть № 11530. Он был очень рад, что его поняли, а мы знали, что если не отпускать документально, то всё равно его не остановить. Ровно в полдень дежурный доложил, что рядовой Марат Аванесян хочет, чтобы его повторно приняли. Дали добро. Он просил ещё за одного армянина, который тоже хотел ехать защищать свою родину. Это был Бадалян Алик Николаевич. Пришлось дополнить в предписании и его данные».
Прибыв на родину, Марат записался в отряд самообороны (в дальнейшем – шестая рота Армии обороны НКР), организовал и возглавил отделение из 11-ти друзей-одноклассников. В ноябре - декабре 1991-го года ребята приняли активное участие в боевых действиях по обороне сёл Сейсулан, Кичан, Схравенд Мартакертского района. Несли боевое дежурство на постах в Аскеране и на границе с Агдамом. Марат болезненно переносил временные неудачи на фронтах, выступал с инициативами по улучшению ситуации, искренне стремился помочь людям, оказавшимся в беде.
Физически здоровый, сильный (имел первый спортивный разряд по боксу, занимался карате), смелый и дисциплинированный Марат вместе с тем был дружелюбным и жизнерадостным парнем, хорошо пел, танцевал, быстро становился душой любой компании. Он очень ответственно относился к своим обязанностям командира, был внимателен и одновременно строг и требователен в отношении подчинённых. Доверенное ему оружие всегда было готово к бою, носил при себе все необходимые бойцу медикаменты. Немаловажное значение придавал военной форме, всегда был опрятен и подтянут.
С 6 по 9 мая 1992-го года Марат Аванесян принял участие в подготовке и осуществлении исторической операции по освобождению г. Шуши. Друзья рассказывали, что накануне легендарного штурма города-крепости у Марата начались приступы аппендицита. Врач настаивал на хирургическом вмешательстве, но боец упорно просил дать обезболивающие таблетки для временного облегчения симптомов, а операцию сделать уже после освобождения Шуши.
«Повоевать» пришлось и с командиром роты Кареном Нерсисяном, который не хотел привлекать к сложной боевой операции самых юных ребят, не желая рисковать их только начинающимися жизнями. Но Марат был непреклонен: «Для родины нет юных и взрослых. Мы солдаты 6-й роты и останемся в её рядах до конца. Где вы, там и мы».
Символично, что одними из первых вступили в освобождённый Шуши именно юнцы во главе с Маратом. При этом он совершил отважный поступок: ползком пробрался на высоту и метким броском гранаты уничтожил вражеский миномёт, тем самым открыв путь своим товарищам.
В июне Марат участвовал в ликвидации вооружённых формирований противника, вторгшихся на территорию населённого пункта Красный Базар Мартунинского района. Услышав о наступлении азербайджанцев на мартакертском направлении и сложившемся там тяжёлом положении, он вместе с 26-ю товарищами оперативно выехал в район боевых действий помочь местным защитникам…
Перед последним боем Марат всю дорогу пел, шутил, рассказывал анекдоты, поднимал дух товарищей…
«Дорогой Марат! До того страшного дня – 14 июля 1992-го года, тебя любили как защитника своей страны и гордились тобой не только родные, друзья, но и знакомые и соседи. Теперь, после твоей гибели, знает и помнит вся твоя Родина – Арцах. Ты поистине стал символом наших надежд на новое поколение и, безусловно, символом своего поколения», – написал 20 сентября 2010-го года Андрей Сарумян, классный руководитель ныне носящего имя Марата Аванесяна 5-го класса степанакертской школы № 10.
В результате тяжёлых боёв с многочисленным противником у села Мец шен Мартакертского района ребята отбили высоту. Когда Марат поднялся посмотреть, как далеко отброшен враг, неожиданно раздался вой миномётного снаряда… После разрыва ребята, чуя беду, мигом бросились наверх. На вершине холма, раскинув руки, лежал Марат… с застывшей улыбкой на лице…
Так, вечером 14 июля 1992-го года в боях за село Мец шен трагически оборвалась жизнь героического юноши, командира отделения шестой роты Армии обороны НКР Марата Юрьевича Аванесяна. Ему было всего девятнадцать…
«Как-то быстро он повзрослел на войне, как-то быстро возмужал», – с грустью говорил Юрий Баширович. Он постоянно общается с сыном, регулярно пишет ему письма, мыслями и душой постоянно находится с ним…
Из заметки отца «О сыне Марате» (10. 09. 2017 г.): «В ночь перед похоронами пошёл затяжной дождь. Казалось, что ему не будет конца. Но утром 16 июля 1992-го года земля была сухая, на чистом, голубом небе сияло солнце. Я почувствовал, что сама природа вместе со мной оплакивала сына моего, а утром осветила ему путь в братскую могилу, провожая в неизведанные, только ей и Богу известные дали. Я живу лишь верой и надеждой на то, что когда придёт мой час, где-то там, на небесах, я обязательно встречусь с сыном, и только тогда моё истерзанное сердце успокоится…»
Родина по достоинству оценила подвиг Марата Аванесяна, наградив посмертно орденом «Боевой крест» II степени и медалью «За освобождение Шуши». Общественная организация «Материнство» удостоила героя медали «Материнская благодарность доблестным бойцам за свободу Арцаха», а Союз ветеранов Карабахской войны Республики Армения – медали «За защиту Родины».
О Марате Аванесяне написано много статей, в его честь сочинена песня «В последний бой» (композитор – Эдуард Газарян, слова Давида Микаеляна). Юрий Баширович бережно хранит память о сыне, аккуратно собирает все материалы о нём, ведёт альбом-дневник, где рассказывает о Марате, его друзьях и боевых товарищах. Из 11-ти бойцов отделения также погиб Айк Абрамян. Получили ранения Самвел Гулян, Сако Айрапетян, Армен Гулян, Митя Тевосян. Некоторые из ребят по сей день служат в рядах Армии обороны НКР.
Мы описали самые яркие страницы жизни Марата Аванесяна, его ратные подвиги, но портрет юного героя будет неполным, если не упомянуть некоторые эпизоды из его жизни периода начальной стадии Карабахского национально-освободительного движения. Тем более что по смелости и решительности они не уступали действиям на поле боя.
Февраль 1988-го. В Степанакерте закипает справедливая митинговая волна, которую пытаются подавить высокопоставленные чиновники ЦК КПСС и бакинский политический режим. 22 февраля кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Пётр Демичев едет в Степанакерт с посланием Михаила Горбачёва к «трудящимся, к народам Азербайджана и Армении», которое он должен огласить на многотысячном митинге протеста против антиармянской политики правительства Азербайджана. Послание, как выяснилось, было призвано всего лишь утихомирить людей, отвести общественное мнение от сути проблемы и ограничиться полумерами вместо попытки серьёзного решения вопроса. Выступая в этот день от имени молодёжи с трибуны, 15-летний Марат призвал молодых людей сплотиться, не поддаваться провокациям, всегда быть достойными идеям справедливого Движения. «Обратной дороги у нас нет, мы погибнем, но нашу Отчизну никому не отдадим», – сказал юноша.
В период последовавшего затем «сафоновского» режима (с мая 1988-го года по декабрь 1990-го года комендантом «района особого положения НКАО» был одиозный генерал-майор Владислав Сафонов) Марат всячески старался помочь согражданам, оказавшимся в сложной ситуации.
Однажды средь бела дня на центральный стадион г. Степанакерта внезапно нагрянули с проверкой представители комендатуры района чрезвычайного положения. В ходе обыска в кабинете директора стадиона, одного из активистов Карабахского движения Размика Петросяна обнаружили боеприпасы. В это время Марат с друзьями играл в футбол на стадионе. Узнав, что Размика Петросяна забрали в комендатуру, Марат и его товарищ Армен Гулян, не раздумывая, направились в военную прокуратуру и заявили, что это они нашли боеприпасы у забора и отнесли в кабинет директора стадиона. Юношей продержали под арестом три дня, но они, несмотря на жёсткий допрос, продолжали настаивать на своём и убедили прокурора Василенко. В итоге Размика Петросяна вместе с Маратом и Арменом освободили из-под стражи.
С риском для жизни Марат с друзьями Тиграном и Самвелом добывал оружие и боеприпасы, так необходимые для самообороны края.
Для мамы Ларисы и соседок, прятавшихся в подвале от регулярных артобстрелов из тогда ещё не освобождённого Шуши, настоящим сюрпризом и самым дорогим подарком стал маленький пакетик риса и половина буханки хлеба, принесённые Маратом в зыбком перерыве между обстрелами и бомбёжками Степанакерта.
Лучшие качества Марата, воспитанного в духе своего отца, честного комсомольского и партийного работника Юрия Башировича Аванесяна, передались по генам от славных предков. Дед Башир был сотрудником правоохранительных органов, в 15 лет его приняли в ряды рабоче-крестьянской милиции. 35 лет он преданно служил в системе, долгие годы работал начальником уголовного розыска в Мартакерте, затем продолжил службу в Степанакерте, начальником отдела НКВД. Башир Аванесян был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, разными медалями.
Дед по материнской линии Иван Минасян был храбрым солдатом, сражался в составе Таманской дивизии, получил тяжёлое ранение в Керчи, демобилизовался как инвалид первой группы.
Светлый образ Марата Аванесяна навсегда остался в благодарной памяти разных поколений. 21 марта 2018-го года друзья и товарищи по оружию навестили родителей Марата в связи с его 45-летием. Посидели, долго рассказывали о нём, делились воспоминаниями.
Торжественно отметили знаменательную дату в родной школе №10. В мероприятии участвовали многие из одноклассников Марата. У стенда героев войны стоял почётный караул. Состоялось возложение цветов у Вечного огня. Ученики 9-го класса, носящего имя Марата Аванесяна, спели песню, посвящённую герою. Директор школы, учителя, товарищи по оружию рассказали о Марате и его подвиге, зачитали скорбное письмо, написанное в связи с гибелью любимого ученика бывшей классной руководительницей Сусанной Владимировной, ныне проживающей в Калифорнии. Был продемонстрирован фото-фильм о жизненном пути защитника Родины. Героя наградили медалью «Еркрапа» Республики Армения. Армейская телепередача «Гоямарт» посвятила сюжет славному сыну арцахской земли.
А эту статью я хочу завершить письмом папы и мамы сыну «25 лет, что ты не с нами…» (14.07.2017 г.).
«Марат джан!
Мы верим, память о тебе никогда не умрёт. Ты наш, родной, любимый, наша гордость. Твой подвиг и славу будет воспевать родная страна. Наша новая свободная страна Армянская».
Конечно, память о Марате никогда не умрёт и будет жить в веках. Ведь только передавая из поколения в поколение священную эстафету героической памяти о ребятах, не дрогнувших в годину испытаний и положивших на алтарь Родины самое дорогое, мы сможем сберечь и сохранить нашу национальную честь и достичь вековых народных чаяний.
Ашот Бегларян, писатель, публицист,
г. Степанакерт
http://russia-artsakh.ru/node/4774