Когда понимаешь, что у тебя родился ребёнок с "сюрпризом" в виде какого-нибудь отклонения в развитии, всегда приходит страх. Страшно, потому, что непонятно что делать, куда идти, кто может помочь, чем лечить. Но наибольший страх - это потенциальная умственная отсталость.
Пока ребёнок маленький, даже хорошему специалисту будет трудно понять страдает ли у малыша интеллект. Например, при ДЦП и аутизме интеллектуальная сохранность детей достигает 50%, хотя с виду не всегда и скажешь.
Поэтому, если у врачей и специалистов нет каких-либо убедительных фактов, указывающих на то, что у ребёнка почти наверняка разовьётся УО, этот диагноз редко ставят раньше 5-6 лет, чаще даже ближе к 7-8 годам.
Тем не менее, бывают отклонения, когда наличие умственной отсталости практически не подвергается сомнению. Например, УО практически всегда устанавливают сразу при генетических отклонениях: Синдроме Дауна, Синдроме Вильямса, запущенной фенилкетонурии, дисфункции отдельных генов и т.д. То же самое можно сказать и о микроцефалии, атрофии и недоразвитии коры мозга.
Почему в раннем возрасте так сложно определить есть ли у ребёнка умственная отсталость?
Важно: здесь и ниже я беру "чистые" случаи нарушений развития, когда умственная отсталость не является дополнительным диагнозом (аутизм, алалия и прочее без УО).
УО в раннем возрасте действительно трудно отличить от других нарушений развития, так как, что при интеллектуальной недостаточности, что при аутизме, алалии или ЗПР наблюдается плюс/минус похожая симптоматика:
🚩 Неизбирательность в контактах и трудности в установлении близких отношений. Такой ребёнок запросто может уйти с незнакомым человеком, не выделяет мать среди других людей и в целом не против общения, но особо не стремится к нему.
🚩 Задержка развития речи, причем и понимания, и говорения. Это сильно затрудняет возможности для общения. Бывает так, что ребенок понимает речь чисто на ситуативном уровне вплоть до школы. Однако, в отличии от алалии, в возрасте 6-8 лет дети с УО могут самостоятельно, пусть и не вполне полноценно, овладеть и речью, и грамматикой.
🚩 Общие неврологические симптомы: сильная отвлекаемость, невнимательность, плохая память, значительные трудности с обучением в раннем возрасте, утомляемость.
🚩 Манипулятивная игра. Дети долго трясут, кидают, грызут игрушки, не пытаясь применить их по назначению. Также наблюдаются проблемы с сюжетно-ролевой игрой. При ЗПР и алалии такая игра может появляться позже нормы (в 2-3 года против 1-2 лет в норме), но спонтанно и сама по себе. А при УО без специального обучения первые самостоятельные попытки сюжетно-ролевой игры с элементами фантазии и действий понарошку приходят только к 4-5 годам.
🚩 Нарушения крупной и мелкой моторики тоже не редкость и требуют коррекции.
🚩 Склонность к двигательным стереотипиям - дети могут бесцельно бегать по кругу, раскачиваться, кружиться, махать руками ("крылышки").
🚩 Позднее освоение навыков самообслуживания. Нередко бывает энурез, в следствие чего довольно поздно приходят туалетные навыки. Ребёнок медленно осваивает навыки поведения за столом, одевания.
А в чём же тогда отличия УО от других нарушений развития?
👉 Ведущие нарушения - интеллектуальные. Если при аутизме основной дефицит ребёнка лежит в области эмоционально-волевой и сенсорной сфер, при алалии страдает речь, а при ЗПР отклонения могут наблюдаться необязательно в области интеллекта, то при УО прежде всего подразумевается интеллектуальная недостаточность.
Дети с умственной отсталостью часто надолго задерживаются на уровне наглядно-действенного мышления (постучать, поманипулировать предметами).
Сильно запаздывает формирование наглядно-образного мышления (примеры заданий: логические лабиринты, поиск лишнего, различий, обобщения, простейшие математически операции (большой/маленький, один/много)). В норме этот вид мышления начинает формироваться с 2-3 лет, а у умственно отсталых детей какие-то его зачатки могут появится только к 5-6 годам и позже.
Словесно-логическое мышление (в норме формируется в возрасте от 5 лет) у умственно отсталых, если и есть, то значительно ограничено и в школьном возрасте. Особенно выделяются затруднения с обобщением - такие дети не могут сделать простых обобщающих выводов и пытаются всё перенести в зону своего опыта.
Например, если спросить у умственно отсталого школьника: "Что такое птица?", он скорее ответит, как это сделал бы ребёнок в 3-4 года, недавно видевший ворону: "Такая чёрная, с большим клювом, громко каркает". Хотя правильным ответом было бы обобщающее рассуждение, справедливое для всех птиц. Что-то вроде: "Птица - это животное, которые имеет крылья и может летать". То есть, ребёнок не выделил важные черты любой теоретической птицы (наличие крыльев, возможности летать), а выделил только свой недавний практический опыт (чёрная, каркает), который неприменим к абсолютно всем птицам.
👉 Низкий исследовательский интерес. Если показать интересную игрушку малышам с нормальным интеллектом, пусть и с другими нарушениями, а потом убрать, ребёнок будет искать куда она пропала, а ребёнок с умственной отсталостью тут же забудет о ней, как только она пропадёт из поля зрения, как это сделал бы младенец в 5-6 месяцев.
👉 Некритичность. Наглядно это можно увидеть, если, например, дать такому ребёнку сортер. Ребёнок без интеллектуальных нарушений, даже имея дефицит в других областях, будет видеть, что к кружочку не подойдёт квадрат и, собственно, нечего его туда совать. Умственно отсталый может и в 3-4-5 лет не замечать таких вещей и пытаться применить неприменяемое.
Во взрослом возрасте люди с УО любят помогать по дому, однако они не могут адекватно оценить результаты и качество своего труда.
👉 Нет переноса способа действия на другие задания. При нормальном интеллектуальном развитии ребёнок один раз усвоив принцип работы с тем же сортером, при столкновении с заданиями подобного типа, но несколько другими (рамки-вкладыши, сортировка по цвету/величине/форме) легко поймёт, что от него требуется и перенесёт опыт с сортером на эти игры.
Ребёнка с УО придётся учить работе с каждым заданием по отдельности. Связано это с тем, что опять же перенос будет возможен только при определённом уровне развития психики, когда ребёнок может увидеть что-то общее в игрушках.
👉 Своеобразное развитие эмоций и чувств. Свойственна крайность проявлений, неуместность, инфантильность. Если маленький ребёнок на эмоциях может прыгать от радости, чрезмерно крепко обнимать, то школьники так себя уже не ведут. Однако при УО за ребенком, даже школьного возраста, следует всё та же инфантильность. Если УО потяжелее степенью (средняя и дальше), то такое поведение будет сохраняться и во взрослом возрасте.
Также, отмечается перекос в развитии чувств и эмоций: преобладают по большей части низшие чувства, связанные с биологическими потребностями, человек доволен или нет в зависимости от того поел он или нет, поспал/не поспал и т.д.
Высшие чувства, направленные не на себя, а во внешний мир и взаимодействие с другими людьми, такие как чувство прекрасного, долг, уверенность в себе, стремление добиться большего или даже негативные эмоции, такие как зависть или скупость, если и развиваются, то с дефицитом, отрывочно.
👉 Слабоволие. Характерна слабая воля, безынициативность, этакая склонность плыть по течению. Такие дети, даже вырастая, внушаемы, ведомы, могут делать какие-то вещи, причем не всегда хорошие, руководствуясь не внутренними убеждениями, принципами, понятиями "хорошо-плохо", а чьими-то приказами без оглядки на их последствия и нравственность.
👉 Значительно труднее чему-либо научить. К слабости мышления, как правило, прилагается плохая память и плохое произвольное внимание. Если 3-4-летнему ребенку с нормальным развитием достаточно, грубо говоря, 1-3 показов какого-либо задания по возрасту, ребенку с нарушениями развития (РАС, алалия, ЗПР), но без УО, нужно показывать побольше, чтоб он усвоил, - 5-15 раз, то при УО бывает и так, что ребенок и на 50 раз не понимает, чего от него хотят.
Обратите внимание: очень многое из изложенного здесь реально достоверно увидеть и оценить, когда ребёнку исполнилось ну по крайней мере 5-6 лет. В 3-4 года не каждый ребёнок и с нормальным развитием не сможет выполнить действия "Четвертый лишний" или построение логического ряда. Именно поэтому без очевидных факторов (генетика, сильное повреждение мозга) умственную отсталость редко когда ставят раньше старшего дошкольного возраста.
Каковы причины умственной отсталости?
Увы, умственно отсталый ребёнок может появится в семье у каждого, ведь ничей ребёнок не застрахован от:
- инфекций, травм, инсультов головного мозга в раннем возрасте;
- преждевременных родов на раннем сроке, асфиксии, родовой травмы;
- генетических факторов;
- пороков развития плода и инфекций при беременности (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус).
Бывает также, что умственная отсталость напрямую не связана с каким-либо органическим повреждением мозга, а обуславливается глубокой педагогической запущенностью, когда ребёнок, грубо говоря, растёт как Маугли. Особенно чувствительны для развития интеллекта первые пять лет жизни, после которых уже вряд ли удастся добиться полной реабилитации.
По статистике умственная отсталость встречается в среднем 1-3% от всей популяции, то есть, это нарушение не очень редкое.
Прогноз?
Нет, во взрослом возрасте это далеко не всегда люди, которые пускают слюни сидя в уголке и как-то очень извращённо и непредсказуемо себя ведут. И не все они имеют интеллектуальное развитие на уровне 3-4-летнего ребёнка. Тут, конечно, всё зависит от конкретного человека.
У умственной отсталости существуют 4 степени: легкая, средняя, тяжёлая и глубокая.
С глубокой и тяжёлой УО сложно что-то придумать. Как правило, такие дети нуждаются в пожизненном уходе и присмотре. Здесь, я думаю, углубленного описания не требуется и все примерно представляют как выглядят подобные патологии.
А вот УО средней и лёгкой степени поддаётся частичной коррекции, причём лёгкая степень вполне может быть откорректирована даже до того, что ребёнок получит рабочую профессию и будет способен к самостоятельной жизни с некоторой поддержкой (родителей, других родственников, социальных служб). И если не знать, что у него там что-то такое было, то со стороны может просто показаться, что это просто несколько странный, наивный человек.
К сожалению, нарушения интеллекта при умственной отсталости в отличие от тех же аутизма, алалии и ЗПР необратимы. Такого человека нельзя полностью реабилитировать, однако в некоторых случаях при глубокой и целенаправленной коррекции вполне реально достичь хороших результатов и организовать ребёнку достаточную социализацию и будущее без ПНИ.
Как всегда, спасибо, что читаете меня :)
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Достаточно ли ваш ребёнок понимает речь? Всё об уровнях понимания речи
Многогранный спектр: чем отличаются синдром Аспергера, высокофункциональный и атипичный аутизм?
Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития?