В ближайший месяц надводный флот военно-морских сил США будет вновь задействован в военных тренировках на Крайнем Севере в рамках учебной операции «Нанук» в водах Северного Ледовитого океана, сообщает военное издание Navy Times.
Военные учения США
Эти учения призваны проверить на прочность малые американские корабли, а также адаптировать команду к работе в условиях Заполярья.
Основным организатором ежегодных морских учений «Нанук» выступает Канада, но с каждым годом американских военных становится всё больше. Эсминец ВВС США Thomas Hudner в ближайшие дни прибудет в арктические воды Канады к западу от Гренландии, где и пройдёт основной этап военных учений.
Американские военнослужащие на этих учениях будут использовать малые катера, запущенные с эсминца. Для них это станет настоящим испытанием – никогда ещё прежде ВВС США не использовали катера в таких экстремальных климатических условиях.
«По своей природе Арктика – довольно сложная среда, а ещё если к этому прибавить температуру и состояние моря. Именно поэтому живые тренировки в условиях Крайнего Севера необходимы нашему военному составу», – заявляет Эндрю Льюис, командующий вторым флотом США.
Участие ВМС США в канадских манёврах станет уже четвёртым в череде учений, проведённых Соединёнными Штатами в Арктике в этом году. По мнению Вашингтона, укрепление позиций России и Китая в Арктике требуют адекватного ответа со стороны Запада. Впрочем, данная позиция прослеживается во всей политической риторике Вашингтона. По словам американского военного ведомства, Америка должна стать «настоящим военным экспертом» Заполярья. А для этого требуется специальная подготовка и большой практический опыт.
Европейская доктрина Севера
Запущенная в 2008 году и обновленная в 2016 арктическая программа Европейского Союза требует актуализации, пишет европейское издание The Barents Observer. Европейская Комиссия готовится к пересмотру роли ЕС в делах Заполярья.
Цель у Евросоюза в Арктике остаётся прежней – сохранение зоны низкой напряжённости и мирного сотрудничества. С каждым годом придерживаться этой миссии становится всё сложнее, так как растёт политическая и экономическая напряжённость в регионе. Изменение климата также вносит свою лепту в дестабилизацию арктической обстановки.
Для совершенствования арктической программы Комиссия Европейского Союза открыла публичные консультации, куда пригласила все заинтересованные стороны. Среди участников консультаций – международные неправительственные организации, в том числе Арктический Совет, представители коренных народов, власти регионов Крайнего Севера, финансовые учреждения, которые имеют отношение к Арктике. В консультациях примут участие Финляндия и Швеция – единственные два государства ЕС за Полярным кругом.
В настоящий момент Европейский Союз в Арктическом Совете имеет статус «ожидающего наблюдателя». При этом Китай, Индия, Сингапур, Южная Корея стали полноценными членами в статусе наблюдателя в 2013 году. Причиной недопуска ЕС к Арктическому Совету стали противоречия его участников. К примеру, Канада не согласна с запретом Европейского Союза на охоту тюленей, в связи с чем не допускает его в Совет.
Европейский Союз хочет быть в авангарде арктической политики, ставя на первое место вопросы окружающей среды. Консультации должны собрать широкий спектр экспертных знаний для совершенствования арктической доктрины ЕС.
Королевские самолёты Норвегии
Глава норвежского военного ведомства рассказал Defense Times о современном состоянии арктического неба.
Обеспечение стабильности и предсказуемости в Арктике требует постоянной работы, и авиация западных союзников, по мнению норвежского чиновника, по-прежнему играет ключевую роль.
Военно-воздушные силы Норвегии проходят сейчас самую глубокую модернизацию с момента их создания во время Второй мировой войны. Теперь перед Осло стоит цель полного обеспечения своих ВВС современными самолётами F-35 к 2025 году, где в качестве основного оружия установлены противокорабельные норвежские ракеты Joint Strike Missile.
Глава военного ведомства Норвегии подчёркивает российскую высокую боеготовность, мобильность, чёткую координацию и способность применять массированную огневую мощь в Арктике. В то же время в этом видится и серьёзная угроза – с ростом активной обороны Заполярья возрастает и военная активность.
Норвежский арктический военно-воздушный флот славится следующими характеристиками. Во-первых, изучение оперативной обстановки в арктических условиях. Сеть радаров воздушного наблюдения Королевских ВВС ведут постоянный мониторинг воздушного пространства. Данные передаются в интегрированную систему управления воздушным движением НАТО. Весной был опубликован новый план по развитию воздушной обороны, где приоритет отдаётся обновлению радаров воздушного наблюдения.
Во-вторых, ведётся круглосуточный надзор арктического воздушного пространства ВВС Норвегии на Крайнем Севере. Норвежские F-16 уже более полувека обеспечивают оперативное оповещение НАТО с авиабазы Будё, расположенной к северу от Полярного круга. Система быстрого реагирования действует под командованием НАТО в соответствии с установленными союзными процедурами.
В конце концов, Королевские ВВС Норвегии контролируют воды Севера, и береговые патрульные самолёты P-3 скоро будут заменены на новые P-8.
Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели Норвегии для Крайнего Севера по-прежнему заключаются в стабильности и предсказуемости. Как небольшое государство, граничащее с Россией, Норвегия зависит от НАТО и ближайших союзников в плане защиты и совместного сдерживания. Надежное военное присутствие – важная часть баланса. Поэтому правительство Норвегии работает над увеличением военного присутствия на Севере.
Модернизация Королевских ВВС Норвегии позволяет сохранить стратегическое присутствие на Крайнем Севере. С 2022 года с авиабазы Эвенес на севере Норвегии будет действовать система быстрого реагирования НАТО с норвежскими F-35.
Больше новостей и авторских материалов на GoArctic