Если образование не рассматривает эти вопросы (см. ниже) самым подробным образом, то такой процесс можно назвать обучением чему-то, но никак не образованием. В результате бо́льшая часть людей, даже становясь биологически взрослыми, остаются по-прежнему необразованными, и как следствие они не могут дать вразумительные ответы ни на один из перечисленных ниже вопросов, не говоря уже о фундаментальных вопросах о смысле жизни человечества. Поэтому и жизнь таких людей лишена осознанности, понимания, содержательного общения, свободы, счастья, а взамен – подчинена догматическому мышлению и наполнена ложными ценностями и (возможно, не осознаваемым) страхом. Вот ряд вопросов, напрямую связанных с фундаментальными, которые в процессе образования, безусловно, необходимо озвучить и разобрать:
Как устроен мир, мироздание, вселенная, всякое бытие, жизнь, человек?
Почему всё устроено именно так?
Как устроены человеческие отношения: самовосприятие, межличностные, межполовые, семейные, социальные, религиозные, межрелигиозные, классовые, экономические, национальные, межнациональные, внутригосударственные, межгосударственные и т.д.?
Почему человеческие отношения устроены именно так?
Какими знаниями и навыками необходимо овладеть человеку, чтобы разобраться в жизни, в себе, найти своё место, стать счастливым?
Почему необходимо овладеть именно этими знаниями и навыками, как конкретно они помогут разобраться в жизни, в себе, найти своё место, стать счастливым?
Что является действительными ценностями, которыми сто́ит жить?
Почему сто́ит жить именно этими ценностями?
В чём смысл традиций: государственных, религиозных, культурных, семейных и т.д.?
Что есть правда (или истина)? А что есть ложь? И как отличать ложь от правды (истины)?
В чём заключается свобода, самостоятельность, счастье?
Как стать свободным, самостоятельным, счастливым?
Что не принесёт свободы, самостоятельности, счастья? И почему?
В чём заключается содержание и назначение жизни человека для государства, религии, бизнеса?
В чём заключается содержание и назначение жизни человека для самого́ человека?
Что такое настоящее общение? И чем оно отличается от иллюзорного общения?
Как устроена программа школьного и последующего образования? В чём её цель?
Почему программа школьного и последующего образования устроена именно так?
В чём по жизни поможет, а в чём не поможет общепринятая система образования?
Какова роль самообразования?
Какие книги и почему следовало бы обязательно прочитать (или послушать)? И как лучше понять их смысл?
Какие художественные, документальные и научно-популярные фильмы и почему следовало бы обязательно посмотреть? И как лучше понять их смысл?
Как научиться понимать языки творчества в образах: изобразительного искусства, литературы, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, балета и других видов танца?
Что представляет по своей сути творческий и познавательный процесс? И каков механизм (принципы) создания творчества и обретения познаний?
По каким правилам создаётся реклама и прочая пропаганда?
От чего зависит уровень и качество жизни человека, семьи, государства?
Что такое планирование и стратегия? И как строить и реализовывать эффективные планы?
Если я хочу высокого уровня и качества жизни, то что конкретно мне нужно делать? – хотя бы в общих чертах?
И т.п.
( из книги «Жизнь Души – Самопознание без религии», автор Алекс Ли́вит, подробнее о книге: http://soul-life.ru/ )