Я занимаюсь с ребятами математикой, готовлю к ЕГЭ и другим экзаменам и как же часто я сталкиваюсь с тем, как ребята из-за постоянных повторений слова СЛОЖНО просто не получают свои кровные баллы на экзаменах.
Всё дело в том, как работает наш мозг. Учеными доказано, что сначала в мозге пробегает импульс и только через 2 секунды мы осознаем мысль. О чем это нам говорит? Да о том, что мозг уже давно решил, что ты будешь делать, а ты думаешь, что ты управляешь им.
Не секрет, что ребята не особо хотят учиться, поэтому мозг принимает решение "Я это делать не хочу". В мыслях же: "Мне это надо сделать. Это же годовая контрольная/домашнее задание и т.п. Мне тогда опять 2 поставят". В этом противоречии обычно побеждает мозг. А для этого у него есть следующие фразы:
"это сложно для меня/я не могу/у меня не получается". Реально, наш мозг - суперкомпьютер, но суперленивый суперкомпьютер. Он всё может, просто не хочет.
Да-да, если ты чего-либо еще не делаешь в жизни, значит ты по каким-то причинам этого не хочешь.
Импульс пробежал об этом. Мы эту мысль приняли, согласились с ней. А мозг просто перестал думать над этой проблемой. Он отключился. Как это выглядит снаружи? Человек просто сидит над пустым листком, грызет карандаш, а в голове у него пусто или есть какая-нибудь мысль, которая не относится к нашей задаче. Я это называю: человек начал жевать "умственную жвачку". И выйти из этого состояния самостоятельно трудно. Обычно помогают сильные эмоции - страх, гнев, но это не то, что мы хотим применять к ученикам. Либо просто что-то резко должно произойти, чтобы вывести мозг из стазиса.
Так, например, есть упражнение из тайм-менеджмента. Просто ставь будильник через каждые 15 минут и записывай чем в данный момент занимаешься. Такой звонок и является фактором, выводящим тебя из ступора.
Итак, думаю понятно, почему я просто запрещаю говорить эти слова на своих занятиях. Так как иначе потом долгое время приходится выводить мозг ученика из ступора и настраивать его снова на работу.
Теперь, когда ты понимаешь причину, возникает вопрос:
КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ??? КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ МОЗГ БЫЛ С НАМИ ЗАОДНО???
1. Самое простое решение - просто не говорить эти фразы, а заменять их на те, которые наоборот включают мозг в решение этой задачи.
Например, "сложно" - "трудоемко". То есть просто приложи труд и получишь плюшку)
В профиле ЕГЭ по математике, по моему мнению, всего 2 сложных задания - это 16 и 19, а остальные могут быть просто трудоемкими. Почему именно эти задания сложные? Да потому, что на них нет четкого алгоритма решения, всё сильно зависит от конкретно задачи. А вот все остальные имеют четкие алгоритмы, просто делая по ним ты всегда получишь правильный ответ и заслуженные баллы! Да, 14 задание может занимать 1,5 страницы, но ты можешь это делать просто применяя нужные стратегии. Да, это может быть нудно, не хочется долго писать, но это НЕСЛОЖНО!!! Именно поэтому сдавать математику на мой взгляд очень просто, ведь мои ученики всего через пару-тройку месяцев начинают получать 60-70 баллов, тратя на решение около 40-50 минут!
2. А еще лучше включать мозг в работу вопросы.
"Это сложно" - Как я могу это упростить? Как я могу сделать это проще?
"Я не могу" - Что мне нужно, чтобы я смог это сделать?
"У меня не получается" - Что мне нужно сделать, чтобы у меня получилось?
Когда я сам это осознал, то сразу вспомнил, что об этом писал и Р. Кийосаки в своей книге "Богатый папа, бедный папа". (Кстати, очень рекомендую к прочтению.) Суть такова, у автора был родной отец, который был чиновником и получал большой оклад, но в старости оставшийся ни с чем - бедный папа, и отец его друга, который из обычной бедной семьи стал самым богатым на Гавайях - богатый. И он постоянно сравнивает насколько разное у них было мышление - читай каждый по разному управлял своим мозгом.
Так, когда бедному папе говорили: "Давай в отпуск поедем во Флориду, а то не хочу опять ехать в деревню?" он отвечал: "Мы не можем себе это позволить"
А богатый папа отвечал: "А что я могу сейчас сделать ,чтобы в отпуск я поехал во Флориду, а не в деревню?"
Чувствуешь разницу??? Мозг запускается в работу только когда ты задаешь ему вопросы, ну или он сам заинтересован в чем-либо.
Именно поэтому в основе моей стратегии решения любой задачи, которой я обучаю своих ребят, лежат всего два вопроса, которые надо постоянно себе задавать.
Если тебе интересно узнать эту стратегию, то напиши в комментариях об этом и я напишу об этом статью.
И да, сначала даже если ты будешь задавать себе вопросы, мозг будет изображать из себя обезьянку бьющую в тарелки и входить в ступор. Это происходит с непривычки, мозг просто будет игнорить тебя.
Нужно это делать постоянно, чтобы мозг понял, что пока он не решит эту задачу, ты от него не отстанешь. И так потихоньку ты научишься им управлять и ты будешь решать, что тебе делать, а что нет)
Спасибо за твое внимание) Буду рад обратной связи