Найти в Дзене
Сельская нива

«Нужно каждый день стремиться к своему счастью»

Виктору Васильевичу Донских, Почетному гражданину Липецкой области, герою Социалистического Труда исполнилось 85 лет.

Виктор Васильевич Донских – человек-история, человек-легенда. Во времена СССР более десятка лет руководил Липецкой областью, внес значительный вклад в ее становление и развитие. Руководство ЦК Коммунистической партии называло его «липецким феноменом», потому что он был опытным хозяйственником и грамотным руководителем.

Почетный гражданин Липецкой области, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат форума «Общественное признание» за вклад в укрепление могущества и славы России – и это короткий список заслуг нашего земляка.

Недавно Виктор Васильевич отметил юбилейный день рождения. «Железный» повод, чтобы напроситься в гости и пообщаться не только о былых производственных достижениях, но и на свободную тему, «без галстука», ведь последние двенадцать лет его трудовой биографии связаны с Липецким районом, да и живет он у нас же.

«Добро» получила легко, без всяких закавычек: превалирующие в юбиляре человеческие черты – доступность без волокиты, высокая культура общения, интеллигентность – остались неизменными. И вот уже беседуем за чашкой холодного зеленого чая. В домашней уютной обстановке хотелось говорить, в первую очередь, не как с бывшим чиновником высокого ранга, крупным советским партийным и государственным деятелем, а как с «человеком из народа»…

«Могу приготовить любое блюдо»

– Виктор Васильевич, поделитесь рецептом вашего освежающего напитка. Очень вкусно…

– Еще и полезно. Рецепт простой: завариваю в чайнике зеленый чай (черный чай я не пью), добавляю мед, лимон, мяту, охлаждаю и ставлю в холодильник. Вот и весь секрет.

– Любите готовить? В кулинарные книги заглядываете?
– Готовить люблю со студенческих лет, тогда же и опыта набрался. Могу приготовить любое блюдо: и первое, и второе, и, как видите, третье. Процесс приготовления – это сброс негатива, потому что на кухню надо заходить с добрым настроем. Когда готовлю, полагаюсь на свои ощущения. Поэтому рецепты рождаются в голове.

– Вы гурман?
– Правильно говорил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа». Нет, я не чревоугодник. Предпочитаю простую пищу: борщи, бульоны, картошку, кашу. Если мясо, то непременно пареное, с большим количеством свежей зелени. Я не сладкоежка. А любимый напиток – чай.

– С годами вкусы меняются?
– Вряд ли. Я из поколения «детей войны», родился в 1935-м, поэтому хорошо знаю цену хлеба и жизни. Еще помню, как пухли от голода, как спасали нас от смерти лепешки из лебеды и желудей. А в студенческие годы самым вкусным ужином были буханка свежего хлеба с хрустящей корочкой и соленая килька. Наша семья жила бедно, поэтому гостинцев из дома не ждал.

Вечером готовили в общежитии по очереди. А днем питались в студенческой столовой, куда приходили порой поесть хлеба – он на столе был бесплатным. Там работала душевная женщина. Глядя на нас, голодных и часто с пустым кошельком, она приносила нам супчик и полстакана сметаны, за которые мы, конечно, расплачивались, как только появлялись деньги.

Еда не была фетишем ни когда работал, ни сегодня: разносолы на столе самые обычные.

Особое поколение

– Корни у вас не липецкие…
– Родился я в городе Краснодоне Ворошиловградской области, теперь это Луганская область. Но родители родом из Воронежской. В Краснодон отец приехал на заработки. А незадолго до войны получил в забое серьезную травму ноги, и уже не мог работать шахтером, поэтому семья вернулась на его малую родину, в Богучар.

– Великая Отечественная вой-на… Какая она в вашей памяти?
– В 1941 году отца призвали в действующую армию. Воевал он под Сталинградом. Там же и погиб. В документах значится как пропавший без вести. А после похоронки в наш дом пришел раненый боец. Отец попросил передать нам его армейский жетон. Это всё, что от него осталось…

Моя сводная сестра Александра записалась в добровольцы, чтобы мстить за смерть отца. Она была старше меня на 13 лет. Дошла до Берлина. Заслужила погоны сержанта и боевые награды. На фронте познакомилась с будущим мужем, офицером. После войны они жили на его родине, в Абхазии. А в 1995-м переехали в Липецк. Здесь же и похоронены.

Помню, как фашисты бомбили Богучар. Обрушив на город шквал огня, пытались сравнять его с землей. Многие тогда лишись крова. Мы с мамой переходили из подвала в подвал, в которые порой набивались десятки человек. Видел и раненых, и убитых. В памяти изувеченное тело учителя, который вышел из укрытия, не дождавшись окончания воздушного налета. Страшное было зрелище.

Иногда мне снится дорога, по которой (в надежде на кров) мы шли в Верхний Мамон, откуда мама родом. Вот здесь-то впервые близко увидел немецких захватчиков. Они ехали на мотоциклах, вооруженные с ног до головы. Видимо, не до нас было, не тронули колонну женщин с детьми. Но ночью, когда мы переплывали на плотах реку Дон, маму ранило осколком. От ампутации спас молодой доктор.

Детства у нас тогда не было. Мы, дети, тоже работали: помогали убирать хлеб, ухаживать за скотиной. Так же, как взрослые, голодали и мерзли в студеных хатах. Лишь с 1949 года стало полегче жить.

– Ваше поколение особенное. Стойкое, патриотичное, целеустремленное. Откуда всё это?
– Мы воспитывались вернувшимися с фронта солдатами, которые знали что такое Родина, знали цену жизни, и нас готовили настоящими государственниками. Вспоминается мне такой момент, который о многом говорит. Когда умер Сталин, мы ездили в лес за еловыми и сосновыми ветками для венка, чтобы поставить в школе в память о любимом вожде. А после учитель-фронтовик нам рассказывал, что если бы не Иосиф Виссарионович, мы бы не победили. Слушали его со слезами на глазах, нам было искренне жаль, что ушел такой великий человек…

– Это было в Богучаре?
– Уже в Липецке – в 1947-м отчима направили сюда на службу. Учился я в школе №4, это в районе НЛМК.

– Чем еще запомнились школьные годы?
– Учился я хорошо. Обожал русский язык и литературу, историю, математику, физику и физкультуру. А вот к немецкому языку нежных чувств не питал, потому что на нем разговаривали немецко-фашистские оккупанты.

В советской школе большое внимание уделяли трудовому воспитанию. Мы трудились подсобными рабочими на строительстве доменной печи на металлургическом заводе, собирали металлом и макулатуру, участвовали в субботниках. Я серьезно относился к общественной работе. Был председателем ученического комитета. Увлекался фотографией, даже вел фотокружок. Занимался боксом, бегом, акробатикой, лыжным спортом, играл в футбол. Школьные годы были, конечно, чудесными…

«Надеялись только на себя»

– О какой профессии мечтал сын фронтовика?
– Я хотел стать военным. Поэтому после окончания десятилетки поехал поступать в Харьковское военное артиллерийское училище. Но, приехав туда, понял, что ошибся с выбором профессии. И не стал подавать документы. А когда возвращался домой, встретил в поезде знакомых ребят. Они учились в Воронежском СХИ. Сельскохозяйственные профессии были в большом почете. Так решилась моя судьба. В 1953-м я стал студентом механического факультета.

Среди преподавателей тоже было много тех, кто воевал. А на военной кафедре, которой руководил генерал-майор, преподавали только офицеры высшего состава. После окончания вуза я получил звание младшего лейтенанта.

– В ваши годы студенты не только учились, но и работали…
– Мы надеялись только на себя, поэтому после занятий в институте и в выходные дни работали грузчиками, а на летних каникулах – на уборке урожая в совхозах. Дважды ездил на Целину. Тогда многие комсомольцы считали за честь оказаться среди тех, кто поднимал целинные земли. А я был еще и секретарем комсомольской организации факультета.

Именно там и заработал свой первый «большой рубль». И смог, наконец-то, купить себе хорошую одежду – костюм и ботинки. А до этого ходил в простеньких спортивных брюках, курточке, тряпочных тапочках и валенках. И на эти же деньги впервые позволил себе сходить с товарищами в ресторан. Но по таким заведениям мы ходили редко.

Зато за пять лет учебы я не пропустил ни одного премьерного спектакля в драматическом театре, любовь к которому осталась на всю жизнь.

Трудовой героизм

-2

– Любая карьерная лестница начинается с нижней ступеньки. Где был ваш старт?
– В 1958-м я окончил СХИ и был направлен комиссией института в распоряжение управления сельского хозяйства Липецкой области. И вскоре оказался в Волынском районе (ныне Становлянский). А началась моя трудовая деятельность с должности старшего инженера ремонтно-технической базы в селе Ломовское. Потом были Островская РТС, Волынское и Задонское объединения «Сельхозтехники». В 1960 году вступил в партию.

А в 1966 возглавил Добринское районное управление сельского хозяйства. С 1966 по 1970 год работал председателем райисполкома. А потом был избран первым секретарем Добринского райкома партии.

– Стремительная карьера! В 35 лет во главе крупнейшего района Липецкой области. И восемь лет успешного руководства. Уже в 1973-м вам было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Высочайшая награда за труд…
– Как записано в документе, это награда «за большие успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи государству зерна, других продуктов земледелия». Это, безусловно, не только моя заслуга. Это заслуга коллектива единомышленников и всех тружеников района. В те годы трудовой героизм был на высочайшем подъеме. Поистине геройские звания получали свекловичницы, механизаторы, животноводы, руководители хозяйств.
С высоты нынешнего времени производственные показатели советской эпохи сегодня покажутся рядовыми. Но в те годы это был действительно прорыв. Люди не просто выполняли – перевыполняли пятилетние планы, работая порой на износ. Это сейчас всё делает техника, умнейшие машины, а тогда в сельском хозяйстве было много ручного труда. У свекловичниц, например, мозоли были не только на руках, но и на коленях…

– Такую же награду, но двумя годами раньше получил ваш коллега Богатырев Николай Федорович, в то время первый секретарь Липецкого райкома партии…
– Руководитель с большой буквы, замечательный, честнейший человек, настоящий государственник. Любил людей. Это всё о нем.

Партийный человек

– Из всех способностей человека самая трудная и редкая – умение управлять. В Добринском районе этот ваш дар раскрылся на все сто процентов. И вам предложили повышение по службе областного масштаба…
– В 1978 году меня избрали секретарем областного комитета партии, курирующим партийные организаци работников сельского хозяйства. Затем девять лет работал председателем исполкома Липецкого областного Совета народных депутатов. Следующие 2,5 года был первым секретарем обкома партии. А с апреля 1990-го по август 1991 года к этой должности прибавилась еще одна – председателя областного Совета народных депутатов.

– Вы были членом ЦК КПСС, делегатом ряда съездов партии, всесоюзной партийной конференции, депутатом областного Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР…
– Еще и народным депутатом РСФСР от Грязинского округа. На память осталось удостоверение под номером 500.

– Вы много сделали для развития нашей области. Уделяли большое внимание сельскому хозяйству, строительству жилья, дорог, социальной сфере, газификации городов и районов. Вы были сильным, грамотным руководителем. Так отзываются о вас коллеги и «простые люди». А еще вас называют доступным для народа и человечным...
– Для меня работа всегда была превыше всего. Самое главное – помнить, что ты такой же, как все, помнить об ответственности перед людьми. Человеческие отношения – основа основ.

– Кто-то сказал: возвыситься не трудно, трудно при этом остаться самим собой. Вы с этим согласны?
– В любых ситуациях нужно оставаться человеком.

В эпоху перестройки

– После известных августовских событий 1991-го вы подали в отставку. Почему?
– Коммунисты вышли из доверия, их обвиняли во всех смертных грехах. И я почувствовал, что мне не доверяют. Так и сказал на сессии: «Я теряю в вашем лице доверие, поэтому не имею право руководить».

– Но без дела вы не остались, в очередной раз доказав, что бывший партийный лидер поднимался по карьерной лестнице исключительно благодаря знаниям, высокой работоспособности и таланту руководителя. В тот же год вы ушли в бизнес, открыв собственное дело в Липецком районе. Сначала это было ТОО «Сенцовское», которое затем преобразовали в ОАО «Сенцовоагроснабсервис». Предприятие специализировалось на ремонте и поставке сельхозтехники и запчастей. Вы рискнули, и у вас получилось. Трудно было перестроиться?
– Никогда нельзя опускать руки и бояться, что у тебя что-то может не получиться. Главное – не бездействовать, а предпринимать, пытаться и дерзать. Только так есть шанс что-то изменить.

– Не зря говорят, дорога к славе лежит через труд. И в бизнесе, в новых рыночных условиях вы смогли сделать успешную карьеру. Об этом можно судить по вашим наградам: «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации», лауреат Национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России», член Международной Академии по лидерству в бизнесе и управлении и другим. В 68 лет вы ушли на заслуженный отдых. Устали?
– Здоровье подкачало.

Лекарство для души

– Виктор Васильевич, когда вам нелегко на сердце, как восстанавливаете душевный баланс?
– Люди, общение – самое действенное лекарство.

– Если вернуть всё сначала, что-то изменили в своей жизни?
– Вряд ли… Задумок было больше, чем сделал. И если бы позволило здоровье… Но обратной дороги нет.

– Есть ли у вас такой друг, на которого, как поет Высоцкий, «как на себя самого, положись на него»?
– Есть! Но, к сожалению, годы берут свое, и кто-то из друзей уже ушел…

– Какая самая дорогая награда для вас?
– Доверие людей.

– Найди себе занятие по душе – и в твоей жизни не будет будней, говорил Конфуций. Что, кроме работы, вас занимало и занимает? Театр, о котором говорили в начале нашей беседы, – это раз. Слышала, что вы большой книголюб – это два; замечательно поете – это третье ваше увлечение. Что еще?
– Да, читаю каждый день, разную литературу. Люблю украинские и русские народные песни. Мы же жили в Воронежской области, граничащей с Украиной, поэтому хорошо знаю «хохляцкий улышный» язык. Обожаю душевные песни Григория Пономаренко, с котором когда-то дружил, это талантливый композитор и баянист от Бога.

Увлекался рыбалкой, охотой, но всё это в прошлом. А вот цветовод из меня и сейчас неплохой. Люблю цветы – они поднимают настроение. Люблю собак и лошадей – это друзья, которые никогда не предадут.

«Всё делал правильно»

– А с чего начинается ваше утро?
– С гимнастики. И так всю жизнь.

– Виктор Васильевич, внуки к вам часто приезжают в гости?
– У меня три внука, внучка и трое правнуков. Внуки окончили университеты. Профессии выбрали разные: юриспруденция, экономика, компьютерные технологии. Уже работают, имеют семьи. Талантливые, душевные ребята. Я ими горжусь. К сожалению, теперь приезжают только ко мне. Супруга, с которой прожили 55 лет, ушла из жизни два года назад.

– Что для вас счастье?
– Выполнить всё, что наметил.

– Вы счастливый человек?
– Очень счастливый. Мне столько звонков было и в день юбилея, и после! Когда о тебе помнят, благодарят – это счастье! Значит, всё делал правильно. Вот и вы приехали ко мне в гости – я вам тоже рад и благодарен.

– Правильно говорят: доброму доброе сделав, сам останешься с прибылью…
– Абсолютно верно. Жизнь – удивительная, прекрасная, но очень уж быстротечная. Поэтому нужно каждый день стремиться к своему маленькому счастью, самим создавать его и понимать. Вот за моим окном резвится стайка воробьев – и я им радуюсь. Зацвела в палисаднике роза – это тоже маленькое счастье. Убрал в комнате, вымыл полы, заварил ароматный чай – настроение поднялось. Мелочь, а приятно. И это тоже счастье! В каждой повседневной мелочи нужно находить удовольствие.

От всего сердца желаю моим землякам каждодневного счастья. А Липецкому району, красивейшему уголку моего любимого региона, – процветания!

Автор: Татьяна ДОЛГИХ

Больше интересного на нашем сайте: http://сельскаянива.рф