Варианты быстрого поиска ошибки, из-за которой не запускается программа УТМ или «Транспортный модуль».
Куда смотреть пользователю ПК, чтобы разобраться в причине и восстановить работу комплекса.
Что такое УТМ
Универсальный транспортный модуль (УТМ) — программное обеспечение, разработанное для передачи информации об обороте и розничной продаже алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС.
Особенности функционирования
- УТМ устанавливается для каждого отдельного структурного подразделения оптовой торговли (или точки розничной продажи) на ПК, расположенный по адресу осуществления деятельности.
- Обновление УТМ происходит автоматически.
- Передача и получение информации производится посредством ввода сформированных XML-файлов.
- УТМ не имеет графического интерфейса, поэтому необходима интеграция УТМ с товарно-учетной системой организации.
Из технических требований
Что не допускается при эксплуатации УТМ (для сведения):
- Установка на ПК УТМ стороннего программного обеспечения, которое может повлиять на функционирование УТМ.
- Внесение изменений в папки и файлы УТМ за исключением файла transport.properties.
- Изменение прав доступа к папкам и файлам УТМ.
- Извлечение из ПК УТМ аппаратного ключа при включенном УТМ.
- Удаленный доступ на ПК УТМ.
- Использование кириллицы в наименованиях папок, содержащих УТМ.
Из чего состоит УТМ
Рассмотрим, из каких компонентов состоит комплекс, чтобы понять, как правильно диагностировать ошибки:
- Защищенный носитель для ЕГАИС (например, Rutoken или jaCarta), на котором записаны электронных подписи — усиленная квалифицированная ЭП (получаете в аккредитованном УЦ) и транспортный ключ RSA (формируете в личном кабинете ЕГАИС).
- На ПК должны быть установлены соответствующие драйверы для корректной работы носителя ключей (токена).
- И, конечно же, сама программа УТМ ЕГАИС, которая скачивается и устанавливается с официального сайта.
Куда устанавливается УТМ
Как правило, УТМ устанавливается на системный диск в каталог UTM.
%SystemDrive%\UTM
C:\UTM
Дополнительно, в ОС регистрируются три системные службы вместе с установкой УТМ:
- Transport-Updater — служба обновления;
- Tranport-Monitoring — служба мониторинга;
- Transport — служба транспорта.
Принцип поиска неисправностей
Все ошибки в процессе работы УТМ пишет в свои лог-файлы. При обнаружении сбоя (УТМ перестал работать, отключается, теряет связь) — первым делом откройте и внимательно изучите лог-файлы служб обновления и транспорта.
Расположение файлов:
- C:\UTM\updater\l\update.log — лог службы обновления;
- C:\UTM\transporter\l\transport_info.log — лог службы транспорта.
Открыть их можно с помощью штатной программы «Блокнот» — это обычные текстовые файлы.
Каждый шаг работы УТМ записывается в лог, а в случае возникновения ошибки — выводится подробная информация об ошибке.
Там будет много информации, пролистайте файлы к концу, чтобы увидеть последние актуальные события, или откройте поиск по строкам, содержащим слово «ERROR».
Так вы сможете найти описание ошибки, а в некоторых случаях даже самостоятельно исправить ситуацию, не привлекая технических специалистов.
Пример поиска ошибки в работе УТМ
У нашего клиента однажды не запустился УТМ. Открываем лог-файл transport_info.log и смотрим:
2020-06-23 18:26:39,415 ERROR es.programador.transport.Transport - Ошибка инициализации и запуска транспорта
java.lang.BootstrapMethodError: call site initialization exception
Caused by: java.lang.ExceptionInInitializerError
Caused by: java.lang.IllegalStateException: ГОСТ хранилище не содержит подходящего сертификата
Как видим, на ПК не запускается служба транспорта Transport, т. к. в защищенном хранилище не обнаружено подходящего сертификата — истек срок действия ключа.
Если сообщение по обнаруженной ошибке в лог-файле кажется вам абракадаброй, используйте поиск в Интернет — вполне рабочий вариант поиска решения.
Прочие коды ошибок
Ошибка инициализации криптобиблиотеки CKR_USER_ALREADY_LOGGED_IN
— обычно эта ошибка возникает после обновления УТМ ЕГАИС и связана она с библиотеками носителя, используемыми в конфигурации служб (при обновлении они некорректно прописываются).
Исправить ошибку можно двумя способами:
- переустановить УТМ ЕГАИС с сохранением данных;
- исправить файлы конфигурации УТМ.
Попробуйте исправить в конфигурационном файле (C:\UTM\transporter\conf\transport.properties) список библиотек.
Для 32-разрадных операционных систем список библиотек должен быть такой:
rsa.library.path=C:\\Windows\\System32\\rtPKCS11ECP-replica.dll
gost.library.path=C:\\Windows\\System32\\libtranscrypt.dll
gost.pkcs11.library.path = C:\\Windows\\System32\\rtPKCS11ECP.dll
Для 64-разрадных операционных систем:
rsa.library.path=C:\\Windows\\SysWOW64\\rtPKCS11ECP-replica.dll
gost.library.path=C:\\Windows\\SysWOW64\\libtranscrypt.dll
gost.pkcs11.library.path = C:\\Windows\\SysWOW64\\rtPKCS11ECP.dll
После внесения изменений перезапустите службы УТМ, все должно заработать.
= = =
Ошибка при получении и чтении документов с сервера ЕГАИС
Token has been removed
Вероятно, что УТМ потерял ключ для ЕГАИС. Проверьте, что токен подключен к компьютеру и горит индикация. Достаньте ключ из USB-порта и заново его подключите — возможно, это поможет.
Нетиповой случай
Как-то раз программа 1С потеряла связь и также сообщала об ошибке подключения к УТМ.
Внешне не придраться: доступ к ключу есть, регистрация пройдена, программа запущена в фоне.
Причина сбоя — «галочка» в IE. По скрытому поводу незаметно включилась опция «Использовать прокси для локальных подключений», и все запросы шли на другой порт самой станции, а там — пусто, нет ответа.
Как только сняли признак — обмен с модулем УТМ восстановился, и 1С успешно установила соединение.
✅ Если причина ошибки в ключе для ЕГАИС — по логам УТМ вы это также заметите: закончился сертификат, пин-код заблокирован или найдена неисправность самого ключа.
_____________________________________
⚡ Подписывайтесь на канал или задавайте вопрос на сайте — постараемся помочь всеми техническими силами. Безопасной и производительной работы в Windows и 1С.