Найти тему
Digital

Как разобраться, почему не работает УТМ ЕГАИС (UTM)

Оглавление

Варианты быстрого поиска ошибки, из-за которой не запускается программа УТМ или «Транспортный модуль».

Куда смотреть пользователю ПК, чтобы разобраться в причине и восстановить работу комплекса.

Что такое УТМ

Универсальный транспортный модуль (УТМ) — программное обеспечение, разработанное для передачи информации об обороте и розничной продаже алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС.
Что такое УТМ
Что такое УТМ

Особенности функционирования

  • УТМ устанавливается для каждого отдельного структурного подразделения оптовой торговли (или точки розничной продажи) на ПК, расположенный по адресу осуществления деятельности.
  • Обновление УТМ происходит автоматически.
  • Передача и получение информации производится посредством ввода сформированных XML-файлов.
  • УТМ не имеет графического интерфейса, поэтому необходима интеграция УТМ с товарно-учетной системой организации.

Из технических требований

Что не допускается при эксплуатации УТМ (для сведения):

  1. Установка на ПК УТМ стороннего программного обеспечения, которое может повлиять на функционирование УТМ.
  2. Внесение изменений в папки и файлы УТМ за исключением файла transport.properties.
  3. Изменение прав доступа к папкам и файлам УТМ.
  4. Извлечение из ПК УТМ аппаратного ключа при включенном УТМ.
  5. Удаленный доступ на ПК УТМ.
  6. Использование кириллицы в наименованиях папок, содержащих УТМ.

Из чего состоит УТМ

Рассмотрим, из каких компонентов состоит комплекс, чтобы понять, как правильно диагностировать ошибки:

  1. Защищенный носитель для ЕГАИС (например, Rutoken или jaCarta), на котором записаны электронных подписи — усиленная квалифицированная ЭП (получаете в аккредитованном УЦ) и транспортный ключ RSA (формируете в личном кабинете ЕГАИС).
  2. На ПК должны быть установлены соответствующие драйверы для корректной работы носителя ключей (токена).
  3. И, конечно же, сама программа УТМ ЕГАИС, которая скачивается и устанавливается с официального сайта.

Куда устанавливается УТМ

Как правило, УТМ устанавливается на системный диск в каталог UTM.

%SystemDrive%\UTM
C:\UTM

Дополнительно, в ОС регистрируются три системные службы вместе с установкой УТМ:

  • Transport-Updater — служба обновления;
  • Tranport-Monitoring — служба мониторинга;
  • Transport — служба транспорта.

Принцип поиска неисправностей

Все ошибки в процессе работы УТМ пишет в свои лог-файлы. При обнаружении сбоя (УТМ перестал работать, отключается, теряет связь) — первым делом откройте и внимательно изучите лог-файлы служб обновления и транспорта.

Расположение файлов:

  • C:\UTM\updater\l\update.log — лог службы обновления;
  • C:\UTM\transporter\l\transport_info.log — лог службы транспорта.

Открыть их можно с помощью штатной программы «Блокнот» — это обычные текстовые файлы.

Каждый шаг работы УТМ записывается в лог, а в случае возникновения ошибки — выводится подробная информация об ошибке.

Там будет много информации, пролистайте файлы к концу, чтобы увидеть последние актуальные события, или откройте поиск по строкам, содержащим слово «ERROR».

Так вы сможете найти описание ошибки, а в некоторых случаях даже самостоятельно исправить ситуацию, не привлекая технических специалистов.

Пример поиска ошибки в работе УТМ

У нашего клиента однажды не запустился УТМ. Открываем лог-файл transport_info.log и смотрим:

2020-06-23 18:26:39,415 ERROR es.programador.transport.Transport - Ошибка инициализации и запуска транспорта
java.lang.BootstrapMethodError: call site initialization exception
Caused by: java.lang.ExceptionInInitializerError
Caused by: java.lang.IllegalStateException: ГОСТ хранилище не содержит подходящего сертификата

Как видим, на ПК не запускается служба транспорта Transport, т. к. в защищенном хранилище не обнаружено подходящего сертификата — истек срок действия ключа.

Если сообщение по обнаруженной ошибке в лог-файле кажется вам абракадаброй, используйте поиск в Интернет — вполне рабочий вариант поиска решения.

Прочие коды ошибок

Ошибка инициализации криптобиблиотеки CKR_USER_ALREADY_LOGGED_IN

— обычно эта ошибка возникает после обновления УТМ ЕГАИС и связана она с библиотеками носителя, используемыми в конфигурации служб (при обновлении они некорректно прописываются).

Исправить ошибку можно двумя способами:

  • переустановить УТМ ЕГАИС с сохранением данных;
  • исправить файлы конфигурации УТМ.

Попробуйте исправить в конфигурационном файле (C:\UTM\transporter\conf\transport.properties) список библиотек.

Для 32-разрадных операционных систем список библиотек должен быть такой:

rsa.library.path=C:\\Windows\\System32\\rtPKCS11ECP-replica.dll
gost.library.path=C:\\Windows\\System32\\libtranscrypt.dll
gost.pkcs11.library.path = C:\\Windows\\System32\\rtPKCS11ECP.dll

Для 64-разрадных операционных систем:

rsa.library.path=C:\\Windows\\SysWOW64\\rtPKCS11ECP-replica.dll
gost.library.path=C:\\Windows\\SysWOW64\\libtranscrypt.dll
gost.pkcs11.library.path = C:\\Windows\\SysWOW64\\rtPKCS11ECP.dll

После внесения изменений перезапустите службы УТМ, все должно заработать.

= = =

Ошибка при получении и чтении документов с сервера ЕГАИС
Token has been removed

Вероятно, что УТМ потерял ключ для ЕГАИС. Проверьте, что токен подключен к компьютеру и горит индикация. Достаньте ключ из USB-порта и заново его подключите — возможно, это поможет.

Нетиповой случай

Как-то раз программа 1С потеряла связь и также сообщала об ошибке подключения к УТМ.

Внешне не придраться: доступ к ключу есть, регистрация пройдена, программа запущена в фоне.

Причина сбоя — «галочка» в IE. По скрытому поводу незаметно включилась опция «Использовать прокси для локальных подключений», и все запросы шли на другой порт самой станции, а там — пусто, нет ответа.

Как только сняли признак — обмен с модулем УТМ восстановился, и 1С успешно установила соединение.

✅ Если причина ошибки в ключе для ЕГАИС — по логам УТМ вы это также заметите: закончился сертификат, пин-код заблокирован или найдена неисправность самого ключа.

_____________________________________

⚡ Подписывайтесь на канал или задавайте вопрос на сайте — постараемся помочь всеми техническими силами. Безопасной и производительной работы в Windows и 1С.