Тревожные предчувствия в иллюстрациях Остина Бриггса
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Жизнь выдающегося американского иллюстратора Остина Бриггса можно сравнить с авантюрным приключением или же путешествием в стиле нео-нуар (невольно вспоминается фильм Скорсезе «Берта – товарный вагон»). Он даже появился на свет в вагоне, в то время когда отец занимался телеграфными работами где-то в глуши штата Миннесота. Хотя случилось это в относительно благополучном (по тем временам) 1908 году.
Наверное, по этой причине в творчестве Бриггса очень сильная тема призрачных ожиданий, равно как плохо скрытой тревоги, что рано или поздно «счастье может закончиться». Созданные им образы в большинстве своём не несут открытой нуарной обреченности, однако в них есть нечто надрывное или тревожное. Например, изображенный арест злоумышленников в известной степени повлиял на кадры последнего классического нуара «Ставки на завтра» (1959)
Бриггс начал свой творческий путь благодаря тому, что весьма успешно изображал автомобили. В 1924 году, когда ему поступили первые заказы (это в 16 лет!!!), США мыслились как автомобильная супердержава мира. Автомобиль переставал быть уделом «единичных аристократов» и выходил на уровень массового потребления. Автомобиль становился символом «новой жизни», хотя некоторое время спустя стал частью т.н. «гангстерского шика»
Если говорить о заслугах Бриггса перед массовой культурой, прежде всего надо отметить то, что он был одним из создателей весьма популярных комиксов «Флэш Гордон», основа которых сейчас используется для сериала «Флэш», а также в современных фильмах «Отряд самоубийц» и «Лига справедливости» (в них есть ощутимая «нотка нуара»)
Однако нас куда более интересует то, что Остина Бриггса можно полагать своего рода «крёстным отцом» реалистичной иллюстрации. Он первым отказался от откровенно постановочных сюжетов, в которых модели как бы замирали в надуманных позах. На его иллюстрациях словно застыло время в самой обыденной жизни, и был выхвачен небольшой кусочек повседневности.
Именно реализм и будничное ощущение придает иллюстрациям Бриггса ощущение скрытой напряженности. Например, зимние образы вкупе с мелькающим самолетом в своё время невольно вдохновили Артура Хейли на создание романа «Аэропорт» (1968). Несмотря на то, что это произведение не является в чистом виде криминальным, а скорее, интенсивно драматическим, оно отражает внутренние тревоги общества, которые в итоге привели к воскрешению нуара (уже в форме нео-нуара)
Эра «золотых 50-ых» обернулась новым явлением мрака (Вьетнам, «семья Мэнсона», рост преступности, расовые беспорядки и т.д.) Рядовой американец очень сильно наделся, что всё будут также хорошо, как и прежде, хотя в глубине души понимал, что подобные чаяния - лишь иллюзия. А потому ощущения оказались родственными страхам, что бытовали накануне Второй мировой войны.
«Всё слишком хорошо, чтобы это было вечным» - один из главных посылов иллюстраций Бриггса. Безграничное счастье влечет, но одновременно и обманывает. Неприятности могут ворваться в вашу жизнь в любой момент. Это не обязательно будут глобальные катастрофы, это может быть неприметный незнакомец, что поджидает на пороге вашего уютного дома. Или же судебный пристав, что внезапно вручит вам повестку
Именно с появлением нео-нуара криминальный сумрак перестал восприниматься как удел больших городов, он стал проникать в казавшиеся уютными пригороды. Тьма оказалась спрятана за стенами «милых домиков» и палисадников. Опять же нельзя не вспомнить, что иллюстрации Остина Бриггса оказали заметное влияние на возникновение образов в недавнем нео-нуаре «Субурбикон» (2017), создателем которого стал Джордж Клуни
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»