Найти тему
Романтика окраин

Волочаевская улица и окрестности

В продолжение своего позавчерашнего рассказа о промышленной станции Северный пост и её окружении, сегодня продолжу цикл об этом районе и расскажу о Волочаевской улице, покажу остатки подъездного пути, который шёл через территорию завода "Серп и молот" на завод "Кристалл" и вообще расскажу об этой довольно любопытной местности. Давайте гулять!

1. И начнём мы с Площади Рогожская застава. Торчит многофункциональный бизнес-центр Golden Gate (2014-й год), рядом с которым скромно виднеется храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. Он был построен в 1895—97 гг. (арх. А.П. Попов) около Рогожской заставы, на средства братьев В.А., П.А. и А.А. Бахрушиных. В 1922 году новоявленные власти изъяли свыше 6 пудов серебряных церковных ценностей и утвари и более пуда медных денег. В 1935 г. храм был закрыт.

После 1945 года полностью перестроен. Колокольня разрушена до первого яруса, купол, глава и крест снесены, здание надстроено, внутри сделаны перекрытия для трёх этажей. В 1967 сбит декор и заштукатурены стены. В храме размещался архив, затем банк. 3 декабря 1998 года состоялось малое освящение храма. При храме открыта воскресная школа. В 2013—2014 годах начата реконструкция и восстановление храма.
1. И начнём мы с Площади Рогожская застава. Торчит многофункциональный бизнес-центр Golden Gate (2014-й год), рядом с которым скромно виднеется храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. Он был построен в 1895—97 гг. (арх. А.П. Попов) около Рогожской заставы, на средства братьев В.А., П.А. и А.А. Бахрушиных. В 1922 году новоявленные власти изъяли свыше 6 пудов серебряных церковных ценностей и утвари и более пуда медных денег. В 1935 г. храм был закрыт. После 1945 года полностью перестроен. Колокольня разрушена до первого яруса, купол, глава и крест снесены, здание надстроено, внутри сделаны перекрытия для трёх этажей. В 1967 сбит декор и заштукатурены стены. В храме размещался архив, затем банк. 3 декабря 1998 года состоялось малое освящение храма. При храме открыта воскресная школа. В 2013—2014 годах начата реконструкция и восстановление храма.
2. Улица Сергия Радонежского. Первоначально называлась Воронья ул. (под этим названием известна уже в XVIII века) по располагавшейся здесь в XVII—XVIII веках Вороньей слободе Андроникова монастыря (в 1745 году упоминается «за Яузою в приходе церкви Сергия Чудотворца что в Вороньей слободе»). В 1923–1992 годах — Тулинская ул., по одному из литературных псевдонимов Ленина — К. Тулин. Современное название дано по находящейся поблизости церкви преподобного Сергия Радонежского (построена в начале XVII века), основателя и первого игумена Троице-Сергиевой лавры (около 1321– 1391 гг.). Учеником Сергия Андроником был основан в XIV веке ближний Андроников монастырь. 

Справа застройка XIX века, в т.ч. часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря (Старое название — часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице). По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником. Часовня известна с XVI в. и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена «когда неведомо». Когда она сильно обветшала, решено было построить на ее месте новую. На средства купца В.А. Александрова архитектор А.А. Латков в 1889-1890 гг. и возвел эту часовню в память пятисотлетия со дня смерти святого Сергия. 

Часовню закрыли в годы советской власти в 1929 году. Ее отдали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Шатер был снесен, в здании размещался магазин, мастерская. В 1995 г. часовня была возвращена Церкви и отреставрирована. Сейчас там совершаются богослужения. Далее по улице за ней расположены бывший жилой дом XIX века, главный дом городской усадьбы П. А. Татарникова (1813–1816 гг.) и флигель городской усадьбы Н. М. Афанасьевой — памятник архитектуры 1813–1816 гг. (впоследствии перестраивался, но сохранил многие первоначальные детали, в том числе изразцовые печи, а на первом этаже — своды Монье). Слева по улице стоят обычные типовые двадцатидвухэтажные жилые панельки 1985-го года постройки.
2. Улица Сергия Радонежского. Первоначально называлась Воронья ул. (под этим названием известна уже в XVIII века) по располагавшейся здесь в XVII—XVIII веках Вороньей слободе Андроникова монастыря (в 1745 году упоминается «за Яузою в приходе церкви Сергия Чудотворца что в Вороньей слободе»). В 1923–1992 годах — Тулинская ул., по одному из литературных псевдонимов Ленина — К. Тулин. Современное название дано по находящейся поблизости церкви преподобного Сергия Радонежского (построена в начале XVII века), основателя и первого игумена Троице-Сергиевой лавры (около 1321– 1391 гг.). Учеником Сергия Андроником был основан в XIV веке ближний Андроников монастырь. Справа застройка XIX века, в т.ч. часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря (Старое название — часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице). По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником. Часовня известна с XVI в. и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена «когда неведомо». Когда она сильно обветшала, решено было построить на ее месте новую. На средства купца В.А. Александрова архитектор А.А. Латков в 1889-1890 гг. и возвел эту часовню в память пятисотлетия со дня смерти святого Сергия. Часовню закрыли в годы советской власти в 1929 году. Ее отдали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Шатер был снесен, в здании размещался магазин, мастерская. В 1995 г. часовня была возвращена Церкви и отреставрирована. Сейчас там совершаются богослужения. Далее по улице за ней расположены бывший жилой дом XIX века, главный дом городской усадьбы П. А. Татарникова (1813–1816 гг.) и флигель городской усадьбы Н. М. Афанасьевой — памятник архитектуры 1813–1816 гг. (впоследствии перестраивался, но сохранил многие первоначальные детали, в том числе изразцовые печи, а на первом этаже — своды Монье). Слева по улице стоят обычные типовые двадцатидвухэтажные жилые панельки 1985-го года постройки.
3. Вдали, в сторону Николоямской улицы видны Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (1796–1864 гг.) и высотка на Котельнической набережной (1938-1952 гг.). Как можно увидеть, правая сторона полностью сохранила историческую застройку, левая же её полностью утратила.
3. Вдали, в сторону Николоямской улицы видны Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (1796–1864 гг.) и высотка на Котельнической набережной (1938-1952 гг.). Как можно увидеть, правая сторона полностью сохранила историческую застройку, левая же её полностью утратила.
4. Здесь я свернул на коротенькую улицу Прямикова. Слева двухэтажный дом, построенный в качестве жилого в 1802 г. по проекту А.В. Балашова, а за ним тоже явно дореволюционное здание, только не удалось выяснить какого года.
4. Здесь я свернул на коротенькую улицу Прямикова. Слева двухэтажный дом, построенный в качестве жилого в 1802 г. по проекту А.В. Балашова, а за ним тоже явно дореволюционное здание, только не удалось выяснить какого года.
5. Сворачиваем в Гжельский переулок. Симпатичный трёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1891 году.
5. Сворачиваем в Гжельский переулок. Симпатичный трёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1891 году.
6.
6.
7. Выходим к началу Волочаевской улицы. Вдали виднеются Боковые ворота (XVIII в.) Спасо-Андроникова монастыря, основанного в XIV веке. Слева ещё один дореволюционный жилой домик.
7. Выходим к началу Волочаевской улицы. Вдали виднеются Боковые ворота (XVIII в.) Спасо-Андроникова монастыря, основанного в XIV веке. Слева ещё один дореволюционный жилой домик.
8. А мы идём направо к путепроводу Курского/Горьковского направления.
8. А мы идём направо к путепроводу Курского/Горьковского направления.
9. Пересекаем под ним железную дорогу и вот начинается основная часть Волочаевской улицы. Застройка здесь довольно разнокалиберная. Вот, например, слева пятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом серии I-511 конца 50-х.
9. Пересекаем под ним железную дорогу и вот начинается основная часть Волочаевской улицы. Застройка здесь довольно разнокалиберная. Вот, например, слева пятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом серии I-511 конца 50-х.
10. А вот девятиэтажная панелька серии И-760А 1982-го года. На заднем плане конструктивисткий жилой дом 1930-го. Обратите внимание, какие винтажные светильники над подъездом панельки. Люблю такие милые детали прошлого.
10. А вот девятиэтажная панелька серии И-760А 1982-го года. На заднем плане конструктивисткий жилой дом 1930-го. Обратите внимание, какие винтажные светильники над подъездом панельки. Люблю такие милые детали прошлого.
11. Налево в горку от Волочаевской уходит узенький Строгановский проезд. Первоначально известен как улица Куриная Слободка (полагают, что жители активно разводили кур). В XIX веке возникло современное название — по усадьбе, принадлежавшей в 1751—1828 годах графам Строгановым (последний владелец — Павел Александрович Строганов (1772—1817).
11. Налево в горку от Волочаевской уходит узенький Строгановский проезд. Первоначально известен как улица Куриная Слободка (полагают, что жители активно разводили кур). В XIX веке возникло современное название — по усадьбе, принадлежавшей в 1751—1828 годах графам Строгановым (последний владелец — Павел Александрович Строганов (1772—1817).
12. Ещё одна милая деталь прошлого, праздничное оформление подъезда к 850-летию Москвы, которое пышно праздновалось в теперь уже далёком 1997-м году.
12. Ещё одна милая деталь прошлого, праздничное оформление подъезда к 850-летию Москвы, которое пышно праздновалось в теперь уже далёком 1997-м году.
13. Очередная панелька 1983-го года, а у неё во дворе...
13. Очередная панелька 1983-го года, а у неё во дворе...
14. ...А у неё во дворе вот такое любопытное строение. Это бывшее производственное здание с встроенной водонапорной башней, построенное в 1881 году. В прошлом - завод «Текстильмашдеталь». Основан в 1880 г. как ремизно-бердная фабрика М.С. Константинова. После революции носил имя Н.И. Бухарина и имела адрес – Бухаринская улица, 11 (ныне - Волочаевская).

На фабрике изготавливались берда, ремизы хлопчатобумажные и стальные, бердочный зуб, рядки, фланель шлихтовальная для ткацких фабрик, чистильная байка, кирза бумажная и тканая. С 1949 до 1958 года – Московский механический завод. Сейчас на территорий расположен офисный центр "Золотой снег". Название придумывал какой-то явно очень креативный товарищ.
14. ...А у неё во дворе вот такое любопытное строение. Это бывшее производственное здание с встроенной водонапорной башней, построенное в 1881 году. В прошлом - завод «Текстильмашдеталь». Основан в 1880 г. как ремизно-бердная фабрика М.С. Константинова. После революции носил имя Н.И. Бухарина и имела адрес – Бухаринская улица, 11 (ныне - Волочаевская). На фабрике изготавливались берда, ремизы хлопчатобумажные и стальные, бердочный зуб, рядки, фланель шлихтовальная для ткацких фабрик, чистильная байка, кирза бумажная и тканая. С 1949 до 1958 года – Московский механический завод. Сейчас на территорий расположен офисный центр "Золотой снег". Название придумывал какой-то явно очень креативный товарищ.
15. Очень крутая башенка.
15. Очень крутая башенка.
16. Дальше справа по улице расположено одно из старейших транспортных предприятий Москвы - Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ). Он был построен в 1909 году сначала, как трамвайный парк и получил название Золоторожского. Уже к началу 1910 года выпускал на линию 65 моторных и 8 прицепных вагонов. Интересно, что коллектив парка не принимал активного участия в забастовках и вскоре после Октябрьской революции парк был закрыт, и его деятельность как грузового парка возобновилась только в середине 1920 года.

В 1922 году парк вновь начал выпускать на линию пассажирские вагоны, а к концу 1920-х годов был реконструирован. К тому времени Золоторожский трамвайный парк стал называться трамвайным депо имени Бухарина и был специализирован на эксплуатацию вагонов типа КМ. В 1937 году в нём эксплуатировалось 115 моторных вагонов КМ и 179 двухосных вагонов С и М. Депо выпускало на линию 98 моторных и 168 прицепных вагонов. Также в 1937 году депо дважды меняло своё название. Сначала оно стало называться Первомайским трамвайным депо, а затем за ним закрепилось имя С.М. Кирова.
16. Дальше справа по улице расположено одно из старейших транспортных предприятий Москвы - Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ). Он был построен в 1909 году сначала, как трамвайный парк и получил название Золоторожского. Уже к началу 1910 года выпускал на линию 65 моторных и 8 прицепных вагонов. Интересно, что коллектив парка не принимал активного участия в забастовках и вскоре после Октябрьской революции парк был закрыт, и его деятельность как грузового парка возобновилась только в середине 1920 года. В 1922 году парк вновь начал выпускать на линию пассажирские вагоны, а к концу 1920-х годов был реконструирован. К тому времени Золоторожский трамвайный парк стал называться трамвайным депо имени Бухарина и был специализирован на эксплуатацию вагонов типа КМ. В 1937 году в нём эксплуатировалось 115 моторных вагонов КМ и 179 двухосных вагонов С и М. Депо выпускало на линию 98 моторных и 168 прицепных вагонов. Также в 1937 году депо дважды меняло своё название. Сначала оно стало называться Первомайским трамвайным депо, а затем за ним закрепилось имя С.М. Кирова.
17. 25. В начале 1960-х было решено реконструировать трамвайное депо в троллейбусный парк, так как восток и юго-восток столицы нуждались в троллейбусном предприятии. Однако, хотя часть работ была выполнена, предполагаемая реконструкция не была завершена, и к 1975 году стало ясно, что завершить её не удастся.

К этому времени Исполком Моссовета принял решение о реконструкции завода СВАРЗ с целью создания производственной базы по ремонту автобусов. Таким образом стало необходимым организовать ремонт трамвайных вагонов в другом месте. Так возникла идея создания на базе трамвайного депо имени Кирова трамвайно-ремонтного завода. В октябре 1976 года депо прекратило эксплуатационную деятельность и получило название Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ).
17. 25. В начале 1960-х было решено реконструировать трамвайное депо в троллейбусный парк, так как восток и юго-восток столицы нуждались в троллейбусном предприятии. Однако, хотя часть работ была выполнена, предполагаемая реконструкция не была завершена, и к 1975 году стало ясно, что завершить её не удастся. К этому времени Исполком Моссовета принял решение о реконструкции завода СВАРЗ с целью создания производственной базы по ремонту автобусов. Таким образом стало необходимым организовать ремонт трамвайных вагонов в другом месте. Так возникла идея создания на базе трамвайного депо имени Кирова трамвайно-ремонтного завода. В октябре 1976 года депо прекратило эксплуатационную деятельность и получило название Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ).
18. В короткий срок депо было реконструировано, и на поточных линиях для ТО и ремонта вагонов стал осуществляться поточно-зонный капитальный ремонт вагонов Tatra-T3. Были расширены и оснащены новым оборудованием слесарный, механический, электромонтажный и свароный участки завода. Вновь организованы моечный, прессовый участки, электротехническая лаборатория. Особенностью завода ТРЗ является то, что капитальный ремонт узлов и агрегатов для вагонов выполняется на других заводах ГК Мосгортранс. Объём таких кооперированных поставок составляет более 70%.

Коллектив завода формировался в основном из специалистов завода СВАРЗ. Так первым директором завода был назначен Н.Ф. Леонов, бывший начальник цеха завода СВАРЗ. Многие работники депо имени С.М. Кирова остались работать на предприятии и освоили новые заводские профессии. В настоящее время ТРЗ осуществляет текущий, средний и капитальный ремонт всех типов четырехосных трамвайных вагонов.
18. В короткий срок депо было реконструировано, и на поточных линиях для ТО и ремонта вагонов стал осуществляться поточно-зонный капитальный ремонт вагонов Tatra-T3. Были расширены и оснащены новым оборудованием слесарный, механический, электромонтажный и свароный участки завода. Вновь организованы моечный, прессовый участки, электротехническая лаборатория. Особенностью завода ТРЗ является то, что капитальный ремонт узлов и агрегатов для вагонов выполняется на других заводах ГК Мосгортранс. Объём таких кооперированных поставок составляет более 70%. Коллектив завода формировался в основном из специалистов завода СВАРЗ. Так первым директором завода был назначен Н.Ф. Леонов, бывший начальник цеха завода СВАРЗ. Многие работники депо имени С.М. Кирова остались работать на предприятии и освоили новые заводские профессии. В настоящее время ТРЗ осуществляет текущий, средний и капитальный ремонт всех типов четырехосных трамвайных вагонов.
19. Много раз ходили слухи о закрытии ТРЗ и застройке этой территории, но, к счастью, он и поныне стоит на месте и выполняет свои прямые обязанности.
19. Много раз ходили слухи о закрытии ТРЗ и застройке этой территории, но, к счастью, он и поныне стоит на месте и выполняет свои прямые обязанности.
20. Здесь же на территории расположен запасник музея ГУП «Мосгортранс», а по факту последнее пристанище некоторых отслуживших своё трамваев.
20. Здесь же на территории расположен запасник музея ГУП «Мосгортранс», а по факту последнее пристанище некоторых отслуживших своё трамваев.
21. Взгляд назад в сторону путепровода Курского направления.
21. Взгляд назад в сторону путепровода Курского направления.
22. И вот мы пришли к переезду. Это подъездной путь (теперь уже бывший) завода "Кристалл". Он начинался на станции Северный пост, проходил через территорию "Серпа и Молота" (и, разумеется, обслуживал и его), а затем шёл уже на "Кристалл".
22. И вот мы пришли к переезду. Это подъездной путь (теперь уже бывший) завода "Кристалл". Он начинался на станции Северный пост, проходил через территорию "Серпа и Молота" (и, разумеется, обслуживал и его), а затем шёл уже на "Кристалл".
23. Здесь было одноуровневое пересечение ж/д пути с путями трамвая. И в настоящее время только само пересечение и осталось. До очередной реконструкции трамвайных путей.
23. Здесь было одноуровневое пересечение ж/д пути с путями трамвая. И в настоящее время только само пересечение и осталось. До очередной реконструкции трамвайных путей.
24. Прогуляемся в сторону бывшего завода "Серп и Молот", с территории которого подъездной путь шёл на "Кристалл". Рельсы обрываются буквально через десяток метров. Здесь я процитирую рассказ своего друга Станислава:

"Ветка к заводу Кристалл, так называемая Таможенная ветвь - старейшая московская товарная ветка. Основу её составляет соединительная ветвь от путей Нижегородского направления к Петербуржскому. Эта ветвь соединяла первые два московских вокзала - Николаевский (1851 г.) и Нижегородский, который был выстроен в 1861 году (вдоль современной Нижегородской улицы) (Курское направление открыто в 1866 г.). Тогда, после строительства Нижегородского, она и появилась. Ус от неё к месту, на котором сейчас стоит Кристалл, начал обозначаться на картах с конца 70-х годов XIX века. Тогда он заканчивался складами Северного общества на берегу реки Яузы. Развилка с основной ветвью находилась в районе её пересечения Второго Проломного проезда, который потом стал называться проездом Завода Серп и Молот, так как он делил территорию этого завода пополам. В поздний советский период, где-то в 70-х годах, Серп и молот, расширяясь, поглотил бывшую соединительную ветвь и разорвал её на своей территории (на месте примыкания ветви к главному ходу со стороны Курского вокзала до недавнего времени существовали подъездные пути сортопрокатного цеха). Впоследствии по направлению проезда Завода Серп и молот прошло ТТК, ветку при этом аккуратно пустили над туннелем автодороги. Но это уже конец ХХ-го века, а за сто лет до этого, в начале 80-х годов XIX века, вдоль самой соединительной ветви только начали строиться железопрокатные мастерские Юлия Гужона" (Источник: https://sd3.livejournal.com/278697.html).
24. Прогуляемся в сторону бывшего завода "Серп и Молот", с территории которого подъездной путь шёл на "Кристалл". Рельсы обрываются буквально через десяток метров. Здесь я процитирую рассказ своего друга Станислава: "Ветка к заводу Кристалл, так называемая Таможенная ветвь - старейшая московская товарная ветка. Основу её составляет соединительная ветвь от путей Нижегородского направления к Петербуржскому. Эта ветвь соединяла первые два московских вокзала - Николаевский (1851 г.) и Нижегородский, который был выстроен в 1861 году (вдоль современной Нижегородской улицы) (Курское направление открыто в 1866 г.). Тогда, после строительства Нижегородского, она и появилась. Ус от неё к месту, на котором сейчас стоит Кристалл, начал обозначаться на картах с конца 70-х годов XIX века. Тогда он заканчивался складами Северного общества на берегу реки Яузы. Развилка с основной ветвью находилась в районе её пересечения Второго Проломного проезда, который потом стал называться проездом Завода Серп и Молот, так как он делил территорию этого завода пополам. В поздний советский период, где-то в 70-х годах, Серп и молот, расширяясь, поглотил бывшую соединительную ветвь и разорвал её на своей территории (на месте примыкания ветви к главному ходу со стороны Курского вокзала до недавнего времени существовали подъездные пути сортопрокатного цеха). Впоследствии по направлению проезда Завода Серп и молот прошло ТТК, ветку при этом аккуратно пустили над туннелем автодороги. Но это уже конец ХХ-го века, а за сто лет до этого, в начале 80-х годов XIX века, вдоль самой соединительной ветви только начали строиться железопрокатные мастерские Юлия Гужона" (Источник: https://sd3.livejournal.com/278697.html).
25. Навсегда погашенный заградительный светофор переезда пока ещё на месте.
25. Навсегда погашенный заградительный светофор переезда пока ещё на месте.
26. И шпалы на месте.
26. И шпалы на месте.
27. Бывшая ветка довольно сильно заросла, но поскольку по ней регулярно ходят люди - протоптана тропинка и пройти особого труда не составляет. Справа остаётся территория ТРЗ. Слева - корпуса и паркинг АО «КРОК Инкорпорейтед».
27. Бывшая ветка довольно сильно заросла, но поскольку по ней регулярно ходят люди - протоптана тропинка и пройти особого труда не составляет. Справа остаётся территория ТРЗ. Слева - корпуса и паркинг АО «КРОК Инкорпорейтед».
28.
28.
29. Как всегда на заброшенных ветвях навалено немало всякого хлама.
29. Как всегда на заброшенных ветвях навалено немало всякого хлама.
30. Немного не успел я застать здесь с фотиком рельсы...
30. Немного не успел я застать здесь с фотиком рельсы...
31.
31.
32. Взгляд назад.
32. Взгляд назад.
33. После территории ТРЗ справа начинается какой большой пустырь за забором.
33. После территории ТРЗ справа начинается какой большой пустырь за забором.
34. Потихоньку приближаемся к Золоторожскому валу.
34. Потихоньку приближаемся к Золоторожскому валу.
35.
35.
36. Ещё раз взгляд назад.
36. Ещё раз взгляд назад.
37. И вот мы вышли к Золоторожскому валу. Раньше здесь была стрелка назад влево, на территорию 101-го центрального автомобильного ремонтного завода Главного автобронетанкового управления Минобороны России. Говорят, что он и по сей день ещё действует и является практически единственным авторемонтным заводом, где продолжают заниматься ремонтом представительских автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, а также осуществлять капитальный ремонт автомобилей «Волга» различных модификаций. Но железки здесь больше нет.
37. И вот мы вышли к Золоторожскому валу. Раньше здесь была стрелка назад влево, на территорию 101-го центрального автомобильного ремонтного завода Главного автобронетанкового управления Минобороны России. Говорят, что он и по сей день ещё действует и является практически единственным авторемонтным заводом, где продолжают заниматься ремонтом представительских автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, а также осуществлять капитальный ремонт автомобилей «Волга» различных модификаций. Но железки здесь больше нет.
38. Золоторожский вал в сторону бывшего Кадетского плаца, располагавшегося на Проломной заставе (ныне - Краснокурсантская площадь).
38. Золоторожский вал в сторону бывшего Кадетского плаца, располагавшегося на Проломной заставе (ныне - Краснокурсантская площадь).
39. ОАО "Золоторожский хлеб". Открыт в 1930 г. Как я уже упоминал в предыдущем посте, он тоже уже всё. Ждёт сноса и застройки человейниками.
39. ОАО "Золоторожский хлеб". Открыт в 1930 г. Как я уже упоминал в предыдущем посте, он тоже уже всё. Ждёт сноса и застройки человейниками.
40. Бывший переезд. Ворота завода "Серп и Молот". Здесь рельсы уже успели уничтожить.
40. Бывший переезд. Ворота завода "Серп и Молот". Здесь рельсы уже успели уничтожить.
41. А ещё совсем недавно путь лежал. Яндекс-панорама 2018-го года.
41. А ещё совсем недавно путь лежал. Яндекс-панорама 2018-го года.
42. И 2013-го. Уже тогда ничего не действовало, прямо на рельсах была парковка.
42. И 2013-го. Уже тогда ничего не действовало, прямо на рельсах была парковка.
44. Взгляд на бывший переезд в обратную сторону.
44. Взгляд на бывший переезд в обратную сторону.
45. Рядом бывшая первая проходная завода «Серп и Молот» (1975 г.).
45. Рядом бывшая первая проходная завода «Серп и Молот» (1975 г.).
46. Теперь здесь на небольшой части территории расположен арт-парк «Символ». Вот это вот называется "Инсталляция «Солнце»", а на заднем плане красавец-паровоз 9П-140.
46. Теперь здесь на небольшой части территории расположен арт-парк «Символ». Вот это вот называется "Инсталляция «Солнце»", а на заднем плане красавец-паровоз 9П-140.
47. Долгие годы стоял заброшенным на территории бывшего завода «Серп и Молот». В декабре 2015 года паровоз перемещён к забору завода на Золоторожскому Валу, а в июле 2016 года – к воротам в рамках благоустройства территории проекта «Символ». На август 2016 года механизмы паровой машины целые, в отличии от такого же паровоза в музее на Рижской.
47. Долгие годы стоял заброшенным на территории бывшего завода «Серп и Молот». В декабре 2015 года паровоз перемещён к забору завода на Золоторожскому Валу, а в июле 2016 года – к воротам в рамках благоустройства территории проекта «Символ». На август 2016 года механизмы паровой машины целые, в отличии от такого же паровоза в музее на Рижской.
48. Заброшенная насосная станция № 5.
48. Заброшенная насосная станция № 5.
49. Здесь же рядом осветительная вышка, оставшаяся от внутризаводской железнодорожной станции и бывший заводской тепловоз ТГМ1-316, нашедший здесь свой приют и ставший памятником.
49. Здесь же рядом осветительная вышка, оставшаяся от внутризаводской железнодорожной станции и бывший заводской тепловоз ТГМ1-316, нашедший здесь свой приют и ставший памятником.
50.
50.
51. Бывшее заводоуправление СиМа. Построено в 1883 г. владельцем-основателем завода Гужоном.
51. Бывшее заводоуправление СиМа. Построено в 1883 г. владельцем-основателем завода Гужоном.
52. Собственно т.н. "арт-парк".
52. Собственно т.н. "арт-парк".
53. Теперь пойдём обратно.
53. Теперь пойдём обратно.
54. Заглянул под забором на ТРЗ и был сразу обруган какой-то тётенькой в оранжевой жилетке и явно с гипертрофированным синдромом вахтёра.
54. Заглянул под забором на ТРЗ и был сразу обруган какой-то тётенькой в оранжевой жилетке и явно с гипертрофированным синдромом вахтёра.
55. Вот и снова переезд на Волочаевской.
55. Вот и снова переезд на Волочаевской.
56. Взгляд с противоположной стороны улицы.
56. Взгляд с противоположной стороны улицы.
57. Рельсы здесь уже сняли, пока ещё стоит памятник былой эпохе - покосившийся заградительный светофор.
57. Рельсы здесь уже сняли, пока ещё стоит памятник былой эпохе - покосившийся заградительный светофор.
58. Чуть дальше остались шпалы. Здесь была стрелка. Перед заходом на заводскую территорию путь раздваивался. Левее был собственно кристалловский подъездной путь, а правее коротенький путь к маленькому заводскому депо. Что внутри - покажу в следующей части.
58. Чуть дальше остались шпалы. Здесь была стрелка. Перед заходом на заводскую территорию путь раздваивался. Левее был собственно кристалловский подъездной путь, а правее коротенький путь к маленькому заводскому депо. Что внутри - покажу в следующей части.
59.
59.
60. А пока вернёмся на Волочаевскую улицу.
60. А пока вернёмся на Волочаевскую улицу.
61.
61.
62. Двухэтажное здание, построенное в 1902 году. Один из корпусов Военного университета Министерства обороны России (территория № 2 (Лефортово).
62. Двухэтажное здание, построенное в 1902 году. Один из корпусов Военного университета Министерства обороны России (территория № 2 (Лефортово).
63. У Военного университета вообще довольно обширная территория. Вдали виден второй корпус 1904-го года постройки. Слева - типовые блочные шестнадцатиэтажки серии II-68-01 1970-х годов постройки.
63. У Военного университета вообще довольно обширная территория. Вдали виден второй корпус 1904-го года постройки. Слева - типовые блочные шестнадцатиэтажки серии II-68-01 1970-х годов постройки.
64. Взгляд назад.
64. Взгляд назад.
65. Подходим к Красноказарменной площади.
65. Подходим к Красноказарменной площади.
66. Трамвайное кольцо Красноказарменная площадь. Введено в строй в 1908 г. Бывшая конечная маршрута № 48 (Красноказарменная пл. – Калужская застава, 1954–1956 гг.). До 23 декабря 2017 г. являлась простым служебным кольцом. использовавшимся лишь в период ремонта трамвайных путей по Волочаевской улице. В связи с перенаправлением на Красноказарменную площадь маршрута № 20 здесь был организован обеденный пункт водителей трамваев данного маршрута. В настоящий момент кольцо обслуживает маршрут № 20 — Курский вокзал – Красноказарменная пл.
66. Трамвайное кольцо Красноказарменная площадь. Введено в строй в 1908 г. Бывшая конечная маршрута № 48 (Красноказарменная пл. – Калужская застава, 1954–1956 гг.). До 23 декабря 2017 г. являлась простым служебным кольцом. использовавшимся лишь в период ремонта трамвайных путей по Волочаевской улице. В связи с перенаправлением на Красноказарменную площадь маршрута № 20 здесь был организован обеденный пункт водителей трамваев данного маршрута. В настоящий момент кольцо обслуживает маршрут № 20 — Курский вокзал – Красноказарменная пл.
67. Ну и напоследок вид на ОАО «Туполев», ТТК, Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина и новостройки жилого комплекса бизнес-класса «Каскад».
67. Ну и напоследок вид на ОАО «Туполев», ТТК, Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина и новостройки жилого комплекса бизнес-класса «Каскад».

В следующей части вы можете прочитать о прогулке дальше на сам бывший ликёроводочный завод "Кристалл" и посмотреть, что находится внутри и в окрестностях. А на сегодня всё. Спасибо за внимание, надеюсь, что было интересно. Будьте здоровы и живите богато!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Навигация по записям, относящимся к теме:

> Весенняя станция Северный пост и окрестности
> Волочаевская улица и окрестности
> Завод "Кристалл" и окрестности
> Летопись ускользающего: Москва-Товарная-Курская. Часть 1-я
> Летопись ускользающего. Часть 2-я: Москва-Товарная-Курская - Москва-Пассажирская-Курская
> Завод «Красный путь»
> Тёплый июньский денёк в Рогожском посёлке