Найти тему
Журнал не о платьях

«Делаю то, что хочется, ради своего счастья». Философия Айн Рэнд, которая сделала её знаменитой

Источник фото: blog.yakaboo.ua
Источник фото: blog.yakaboo.ua

Начало ЗДЕСЬ

...Потом Айн переехала в Голливуд. Попыталась продать свои сценарии – не взяли ни один. Случайно встреченный ею на съемочной площадке знаменитый продюсер Сесил Молл впечатлился ее типично еврейской красотой и предложил попробоваться на роль в фильме «Царь царей» про Иисуса, но девушка ответила, что предпочитает писать, а не играть. Он удивился и дал ей место младшей сценаристки. Кроме того, Айн подрабатывала статисткой на малых ролях и во время съемок познакомилась с актером Фрэнком О’Коннором. Он стал для нее воплощением всего лучшего, что было в Штатах: красивый, рослый, улыбчивый, дружелюбный и надежный. Фрэнк внимательно слушал ее рассказы о России и покупал ей мороженое.

В 1929 году, в кризис, Айн потеряла работу, и ей не продлили визу на пребывание в США. Поэтому благородный Коннор тут же на ней женился. В 1931 году как жена американца она получила гражданство. Но брак Айн не был сделкой ради статуса – они прожили вместе 50 лет.

«Я решила стать писателем не для того, чтобы спасти мир, не для того, чтобы служить своим согражданам, а ради простого, личного, эгоистического счастья от возможности сотворения таких людей и событий, которые будут нравиться мне, к которым я смогу испытывать уважение и восхищение. Я терпеть не могу смотреть вниз. Я хочу смотреть вверх».

Первый успех

Айн работала официанткой, потом костюмершей и продолжала писать сценарии и пьесы. Она с самого начала зарабатывала больше мужа. Благодаря ее заработкам они купили автомобиль, сняли просторные апартаменты. В 1932 году за сценарий фильма «Красная пешка» Айн получила 1500 долларов – огромную по тем временам сумму. Ее пьеса «Ночью 16 января» прошла с большим успехом, и Айн смогла оставить костюмерный отдел и взяться за книгу.

Ее первый автобиографический роман «Мы, живые» – про ужасы жизни в Советской России – сначала отвергли 12 издательств. Но в 1936 году он все-таки вышел. Критики хвалили его за сюжет, за великолепный язык и стиль. Через год роман издали в Англии и Италии. Своим антикоммунизмом он привлек внимание диктатора Муссолини, и тот предложил поставить по нему фильм. Айн узнала об экранизации только когда картина вышла в прокат.

«Человек имеет право на счастье и должен достичь его самостоятельно. И он не обязан жертвовать собой ради счастья других».

Муж как муза

К середине 30-х годов Айн превратилась в известную сценаристку, она диктовала студиям свои условия и прекрасно зарабатывала. Поэтому Фрэнк оставил кино и занялся домашним хозяйством. Он искренне восхищался женой и всегда ее поддерживал. И все ей прощал. А прощать было что! В сильной и по-настоящему умной женщине всегда присутствует нечто невероятно притягательное для мужчин. Айн провоцировала и бросала вызов, в нее влюблялись, она отвечала на пылкие чувства быстротечной страстью. Но ей не приходило в голову уйти от мужа – он оставался для нее ее семьей, ее миром, самым близким человеком на свете.

Фрэнк никогда не жаловался на то, что жена его обеспечивает, не демонстрировал свою «уязвленную мужскую гордость», не сетовал на судьбу. А когда нужно было – брался за любое дело, вплоть до торговли обувью, чтобы семья вышла из финансового кризиса. Айн ценила мужа за надежность, доброту, великодушие, ненавидела разлуки с ним и чувствовала себя в безопасности только когда он был рядом.

У многих незаурядных женщин были мужья подобного типа – у Марлен Дитрих, Лили Брик, Маргарет Тэтчер – многотерпеливые, преданные, тихие. Про таких женщин, спутниц великих мужчин, мы бы с придыханием сказали – муза. Про таких мужей принято рассуждать с пренебрежением – как о слабаках, словно если бы они были сильными, то прижали бы великую жену к ногтю и сами бы возвеличились. На самом деле эти мужья совершали благое дело: они создавали для жен надежный тыл и помогали им творить и блистать.

Фрэнк с гордостью говорил о жене: «Она никогда не задавалась вопросом, придет ли к ней известность. Единственный вопрос был в том, сколько времени на это потребуется».

Слава

Она пришла к Рэнд в 1943 году, после публикации романа «Источник». Его тоже не хотели печатать, так как считали очень нудным: «Что за странный гибрид комикса, памфлета и философского трактата!» Как только он вышел, на него обрушились критики – и его сразу же раскупила публика, оставив критиков в дураках. Люди нашли в нем то, чего им не хватало в реальности: в нем воспевалось право сильного человека заниматься своим делом и добиваться успеха. Айн утверждала: «Велик тот, кто создает, а не тот, кто раздает, без создателей вам отдавать нечего было бы!» Она прославляла капиталиста, который строит заводы, ученого, который придумывает новые технологии, архитектора, который воздвигает прекрасные здания. Бизнесмены, финансисты, инженеры и менеджеры зачитывались ее романом.

Она продала права на его экранизацию за 50 000 долларов и купила особняк под Лос-Анджелесом, который некогда принадлежал Марлен Дитрих, чтобы Фрэнк мог там разводить павлинов. Читатели забрасывали Айн письмами и просили побольше рассказать о ее философии. Айн стала выступать с лекциями. Она увлекала слушателей своей страстной проповедью разумного эгоизма: «Делаю то, что хочется, ради своего счастья». У нее появились преданные адепты, в разных штатах организовывались кружки почитателей Айн Рэнд.

Она стала властительницей умов и главой движения под названием «Коллектив».

Понравилось? Окончание завтра, подпишись на наш канал!

Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"