Найти тему
ABC2home.ru

Мифы и история созвездия Лебедь

История области небесной сферы, сейчас называемой, созвездием Лебедя насчитывает не менее 5 тысяч лет.
Первые шумеро-аккадские изображения созвездия, несущие в себе изображение птицы и будущий
прообраз Лебедя, относятся к III тысячелетию до нашей эры. В частности, рельефный рисунок на цилиндрической каменной печати, датируемой 2300 годами до нашей эры (Печать писца Эдда). Фотография оттиска печати на глине с изображением Энки и его символических спутников Козерога и птицы Имдугут представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Глиняный оттиск каменной печати Эдда (The seal ADDA), датируемой 2300 годами до нашей эры.

Чтобы посмотреть оригинальное изображение всего оттиска кликните по рисунку.

При изучении изображения и его персонажей возникла идея: А что если совместить изображение Энки, Козерога (будущей Козы-Рыбы) и Птицы Имдугут с картой звездного неба?
Оказалась, что наилучшим образом изображение Козерога совмещается со звездами одноименного созвездия, если зеркально отразить рельефный рисунок оттиска, то есть наиболее вероятно, что на фрагменте представлена зарисовка шумерских созвездий при "божественном взгляде" на небеса.
Зеркальное отражение такой зарисовки возвращает ее к земному виду ночного неба. Результаты совмещения зеркального отражения фрагмента оттиска и карты звездного неба представлены на
рисунке 2:

Совмещение карты звездного неба и изображения Энки с Птицей Имдугут (Анзуд)
Совмещение карты звездного неба и изображения Энки с Птицей Имдугут (Анзуд)

Рис. 2. Увеличенный фрагмент оттиска каменной печати (The seal ADDA). Рисунок представлен в зеркальном отражении. Совмещение карты звездного неба и изображения Энки с Птицей Имдугут (Анзуд)

Если подвести курсор к краю рисунка на странице Созвездие Лебедь сайта abc2home.ru, то проявится отдельное изображение фрагмента глиняного оттиска (рис. 2.2),

рис. 2.2 фрагмента глиняного оттиска печати Эдда
рис. 2.2 фрагмента глиняного оттиска печати Эдда

если курсор продвинуть дальше, то проявиться наложенное полупрозрачное изображение участка звездного неба, включающего в себя созвездия Рыб, Лебедя, Лиры, Пегаса, Водолея и Козерога (рис. 17.3)

-4

Как видим, на фрагменте оттиска изображена фигура человека, как образ бога Енки, у ног которого находится бычок с рогами козы - Козерог, в руках божество держит птицу вестницу богов Имдугут, а из плеч его льются водные потоки с устремленными к властителю водных богатств рыбами. Изображение Козерога помогло правильно подобрать масштаб совмещаемого участка неба, но увы, полного совмещения с созвездием Козерога не получилось, зато рисунок Птицы Имдугут и звезды созвездий Лебедь и Лира совместились почти идеально.

- Шумеры не жалели места на небесах для своих богов и их сакральных животных!

Итак, в III тысячелетии до нашей эры созвездие Лебедь является частью изображения Птицы Имдугут.

Спустя тысячелетие в древнем Вавилоне звездная сфера небес - это не только пантеон богов, но и инструмент календарного исчисления, предсказания затмений, расчета движения планет. Изменилась и религиозная мифология - часть богов сошла со сцены истории, часть возвеличилась и была наделена новыми функциями. Небеса разделены на владения трех богов Ану, Энки и Энлиля, каждому из которых отведено по 6 зодиакальных созвездий, всего 18 созвездий - древневавилонские звездочеты уже используют зодиакальное исчисление. Совсем скоро утилитарные нужды заставят вавилонских жрецов-халдеев додуматься до сезонного деления на зодиакальные созвездия, их станет по 3 созвездия на сезон, в соответствий с двенадцатимесячным солнечно-лунным календарем
К этому времени историки и относят первое письменное, верней, клинописное доказательство того, что на участке звездного неба, соответствующем сейчас созвездию Лебедя, находилось существо похожее на птицу - это глиняные клинописные таблички
MUL.APIN, представляющие собой первый астрономический каталог.
По одной из интерпретации материалов таблиц созвездие Лебедя является частью изображения грифона-пантеры (
UD.KA.DUCH.A), по другой, вообще, - это часть Орла Уносящего Душу к Богам (TI8.MUSHEN).
На счет описания области, занимаемой созвездием Лебедь, в MUL.APIN не сложилось единого мнения, поэтому связь этих таблиц и созвездия Лебедь, как правило, во многих источниках просто умалчивается.
Согласно шумеро-аккадской мифологии, часть звезд современного Лебедя, изображающая когда-то крыло и большую часть туловища Птицы Имдугут теперь находятся в пределах, так называемого,
Пути Энлиля - небесных владений самого судьбоносного в те времена бога, отвечающего за все, что происходит между небом и землей, в том числе за весь род человеческий и землепашество в частности тоже, а другая (лапы Имдугут) в пределах Пути Энки (Эа) - небесных владений самого загадочного бога, отвечающего за земные недра, подземный мир, за подземные и земные воды и их обитателей, за обращение вод между небом и землей. Энки - это бог покровитель мудрости и знаний, создатель человека.
Поэтому на этом месте и должна находится
Птица, как посланник Богов, осуществляющий связь как между Богами, так и между Богами и Людьми.

Древнегреческие письменные упоминания о созвездии Лебедя, дошедшие до наших дней, относятся к написанной в III веке до нашей эры поэме Арата «Явления». В близком к подстрочному переводе А. Россиуса «Явлений и предсказаний», наиболее более точно сохраняющем замысел и терминологию древнегреческого поэта, Арат называет созвездие Лебедя как "Птица" (Ορνις - Ornis). Самый развернутый отрывок текста поэмы, относящийся к нашей теме, звучит так:

И Черепаха тускла. Едва с колыбелью простившись,
Панцирь ее пробуравил, Гермес и впредь называться
270
Лирой велел, водрузив близ Неведомого Истукана
На небеса. А оный, согнув неверные ноги,
Левым коленом ее касается; ровно напротив
Птица вершину главы обращает: поэтому Лира
Место нашла посреди, меж птичьей главой и коленом.
275
Ибо и светлая Птица вращается с Зевсом совместно.
Вся целиком невзрачна она, но верх ощетинен
Звездами: пусть невелики они, но отнюдь не безвидны.
Словно в безоблачный день наслаждаясь спокойным полетом,
Мирно влечется она к другой стороне мирозданья.
280
Правое тянет крыло к деснице кефеевой Птица,
К левому Конь, застывший в прыжке, крылу примыкает...

- авторское переизложение части этого текста Цицероном приведено в качестве эпиграфа страницы.
Следуя традиции Арата из Сол и Евдокса Книдского, вероятно, сначала в каталоге Гиппарха, а затем в каталоге "Альмагеста" Птолемея созвездие Лебедя называется
"Птицей" (Ορνις), причем Ορνις имеет оттенок значения "гриф", "стервятник" - здесь явно сказывается влияние вавилонской мифологии.
Птолемей в втором веке уже нашей эры упорно называет созвездие "
Ορνις - Птица", в то время как латиняне, вслед за древнеримскими сочинителями, уже почти триста лет его называют "Cygnus".
Дело в том, что в Древнем Риме сначала Цицерон, а затем Овидий и другие поэты-популяризаторы древнегреческого наследия успели это наследие творчески переосмыслить, в результате на звездном небе вместо "Птицы" появился "Лебедь", а вместо загадочного "Коленнопреклоненного" напрягает мышцы "Геркулес", вместо "Коня" взлетает "Пегас", а вместо "Водяного Змея" наблюдателей подстерегает "Гидра".

Мифология, связанная с Лебедем, не имеющая авторитетного древнегреческого первоисточника, местами запутана и даже несколько противоречива:
- вероятно, сразу после того как "Коленнопреклоненнный" был переименован в "Геркулеса", появилось предложение созвездия Лиры, Птицы-Лебедя и само-собой Орла зачислить в отряд Стимфалийских птиц, чтобы увековечить подвиг героя;
- у разбившегося после падения колесницы Фаэтона обнаружился верный друг Cygnus, всю свою жизнь посвятивший поискам останков неосторожного наездника, за что было предложено его имя увековечить на небесах в виде созвездия;
- обнаружилась особа царских кровей по имени Cygnus, превращенная в Лебедя и отправленная на небеса;
- некоторые переводчики оригинальной версии поэмы Арата, обнаружили намек, что созвездие представляет собой образ Птицы-Лебедя, в которую время от времени превращается Зевс, чтобы сблизиться с неосторожными красавицами, восхищенно взирающими на небеса.
На мой взгляд, будет наиболее уместно использовать как главную версию древнегреческий
миф об Орфее и его музыкальном инструменте Лире, который был запечатлен на небесах еще самими греками.

МИФ: Орфей - сын речного бога Эагра и музы Каллиопеи (Каллиопы), был величайшим певцом и музыкантом, он играл на кифаре, разновидности лиры, на которой разрешалось играть только мужчинам. Орфей всей душой влюбился в прекрасную нимфу Эвридику - это была взаимная любовь и вскоре они поженились. Но их совместное счастье длилось недолго, во время прогулки с нимфами-подругами Эвридику укусила змея и она умирает на месте.
Безутешный Орфей отправляется к царю мира мертвых Аиду, чтобы упросить царя вернуть ему Эвридику. С помощью своей божественной музыки и пения он покоряет даже зачерствевшие сердца управителей мрачного царства.
Аид разрешает тени-души Эвридики последовать за мужем, но предупреждает Орфея, чтобы он не оборачивался и не смотрел на Эвридику пока они не покинут подземный мир.
Преодолев все препятствия обратной дороги из царства Аида Орфей выходит из пещеры на солнечный свет. Делает шаг, второй. Но неслышно шагов Эвридики. Он смотрит вниз на тени, но не видно даже тени возлюбленной. Он ждет и прислушивается, но не слышно ни звука. А пошла ли за ним Эвридика? - пронзает тревожная мысль. Он не выдерживает и оборачивается - тень Эвридики находится в двух шагах от него на границе света и тьмы. Они смотрят друг на друга и вдруг неудержимая сила уносит Эвридику назад в царство мертвых.
Напрасно Орфей пытается вернуться за Эвридикой, в мир теней Аида его больше не пускают.
Безутешный в своем горе Орфей возвращается в мир людей. А у людей праздник - Вакханалия. Разгоряченные Вакханки требуют от Орфея, сыграть, что-нибудь веселое. Но бывший весельчак Орфей теперь может играть только грустную музыку.
Орфей начинает играть печальную мелодию и уже не может остановиться.
Вакханки требуют прекратить игру, но он все равно продолжает.
Вакханки забрасывают его камнями, но даже мертвый Орфей продолжает держать в руках свою кифару и она не прекращает играть.
Тогда Вакханки бросают тело Орфея вместе с лирой-кифарой в реку. Они плывут в даль по течению, а кифара продолжает играть. И вдруг, о чудо, тело Орфея превращается в живого лебедя. Лебедь продевает свою шею в кифару и взлетает в небеса, кифара продолжает играть и сама несет птицу все выше и выше к звездам...
(
Этот момент и запечатлен на небесном полотне Рис. 3)

созвездия Лебедь, Лира и Орел
созвездия Лебедь, Лира и Орел

Рис. 3 Обратите внимание на контурные линии Лебедя и Лиры

В десятом веке нашей эры персидский астроном ас-Суфи (Абу-л-Хусейн Абдуррахман ибн Умар ас-Суфи), незнакомый с древнеримским переизложением мифологии звездного неба, в своей "Книге неподвижных звезд" представляет мало отличающийся от птолемеевского контура образ ПТИЦЫ, и в соответствии с местной традицией придает изображению птицы явные черты хищника (рис. 4).

-6

Рис. 4. Созвездие Лебедь в "Книге неподвижных звезд" ас-Суфи (Al Sufi. Book of the constellations, or fixed stars. - Бодлеанская копия: Suwar al-Kawakib al-Thabitah (Book of fixed Stars) - копия, написанная сыном ас-Суфи в 1009 году в Иране).

Ян Гевелий, в своем атласе «Уранография» (издан в 1690), создавая изображение Лебедя, точно вписывает его фигуру в поле очерченное перечисленными в каталоге Птолемея звездами, но включает в рисунок уже 35 звезд.
Оригинал атласа создан в проекции "божественного взгляда" - как будто Вы смотрите на небесную сферу извне.
Чтобы картина соответствовала "земному" виду созвездия, в предлагаемом Вашему вниманию коллаже, изображение Лебедя зеркально отражено от оригинала:

-7

Рис. 5. Созвездие Лебедь - коллаж на основе рисунка в атласе Яна Гевелия (подсвечены только те звезды, которые были занесены самим Гевелием в атлас)

Sergey Ov (Seosnews9)

По материалам: Созвездие Лебедь

Наука
7 млн интересуются