Очевидно, что в Белоруссии сейчас происходит полнейшее безумие и я до сих пор не могу поверить, что с людьми так жестоко поступают, но одно дело слышать о ситуации в стране из наших СМИ, а другое - от жителя Минска.
К слову, в России относительно небольшая часть верит в происходящее там. Видел опрос у Николая Старикова в инстаграме, где он спросил верят ли люди в победу Лукашенко и 79% ответили, что верят и в комментариях к его видео все восхваляли Лукашенко. Меня это очень удивило, потому что в Белоруссии сейчас будто снимают фильм ужасов.
Я уже давно общаюсь со своим другом из Белоруссии. Сам он 4 года прожил в России. Мы учились в одном институте и затем он уехал снова к себе в Минск, так как его родственники не хотели переезжать, а он без них не мог жить в другом городе.
Сколько и за что платит мне Дзен
Еще менее года назад он и его окружение было уверено, что Лукашенко не пойдет еще на один срок. Да и сам президент говорил, что если народ не захочет, то он не пойдет и не будет держаться за власть. Его рейтинг и до этого года был низким, а хорошие цифры называли только люди из правительства.
Кто не знает, в Белоруссии запрещен любой сбор социологических опросов и их публикация. Самым точным считается опрос людей на выходе с избирательных участков и по данным власти у Лукашенко было 79% голосов, а оппозиция насчитала лишь 20% и эти данные много раз подтверждались в десятках независимых исследований.
Что происходит сейчас
Я не буду рассказывать как власть боролась с оппозицией и как рисовала нужные цифры, ведь на эту тему очень много информации в интернете и по-моему, об этом уже и так все знают.
Как только стали известны итоги, люди просто начали выходить из дома. Друг говорит, что он весь день не мог подключиться к интернету и только вечером его сосед раздал wi-fi на несколько квартир, который не известно как подключил.
С 8 часов вечера и примерно до 4 утра весь город гудел. Окна у друга выходят во двор, но даже так через закрытые окна было очень шумно в квартире. Машины гудят в поддержку протестующих и даже некоторые поезда, люди кричат "уходи", а на улице слышны выстрелы и взрывы. Говорит, что взрывы были возле его дома, а утром он увидел два разбитых окна. Возможно, какой-то осколок попал, потому что кидали световые гранаты в толпу
В первый день друг не выходил и пошел вчера с вечера 10 августа и почти до утра 11 августа. Говорит, что было очень страшно, потому что повсюду были взрывы. Их группа убегала от ОМОНа, но он видел вспышки вдалеке.
Обучаю Дзену (ссылка не работает через приложение ВК. Только браузер)
Первые часы люди пытались держаться вместе и вставали в цепь, а когда ОМОН начал их разгонять дубинками, то люди стали наоборот рассредотачиваться и держаться подальше друг от друга чтобы не привлекать много внимания. Собирались в кучу только чтобы отбить людей, к которым применяли силу.
Больше всего его напугало когда ОМОН побежал на женщину с собакой. Было очевидно, что она лишь выгуливает свою собаку и он боялся, что на нее нападут, но говорит, что женщину просто погнали в подъезд и будто пытались напугать.
Ночью было очень много открытых подъездов. Кто боялся выходить на улицу пытались помогать протестующим как могли. Люди укрывались в открытых подъездах. Сначала ОМОН не тратил время и не заходил в подъезды, а когда начали забегать, то появились люди, которые держат дверь открытой и закрывают её сразу за ним.
Друг говорит, что люди боятся идти в больницы, если у них травмы, потому что были случаи когда их оттуда сразу увозили в милицию. Люди помогают в основном сами себе, потому что в толпе находятся врачи.
ОМОН заметно разделяется во мнении и все больше людей отказываются нападать на людей. Друг видел как из толпы ОМОНа один человек снял шлем и ушел. Пока это лишь небольшие доли отряда
Люди помогают друг другу. Автомобилисты стараются не пускать милицию, а ОМОН наказывает их дубинками. Все действия люди координируют друг с другом в группах Телеграмма. Нет единого лидера и все пишут что происходит, кто куда направляется и где нужна помощь. Ночью интернет во многих районах пропал.
Помогают буквально всем и во всем. Протестующие могут зайти в чужую машину, если за ними бежит ОМОН и водители им помогут.
Людей очень и очень много. Ориентировочно, 150 тысяч. в Минске на улицах и это очень много, потому что в самом Минске живет 2 млн. человек. Друг пишет, что всех военных стянули в столицу, а в регионах более менее спокойно и полиция не часто трогает.
В в полночь люди стали гораздо смелее, потому что ОМОН не справляется и их стало заметно меньше. Уже очень мало задержаний и все пишут, что везти больше некуда. Задерживают сотнями каждый час. Кого-то запирали в гаражах, потому что мест нет.
Какой план у людей
Люди планируют устраивать забастовку с сегодняшнего дня и не прекращать протестовать.
Сейчас люди поделились на три группы:
- одни не планируют идти на забастовку
- другие будут проводить итальянскую забастовку. Это форма протеста, когда люди не прекращают работу, но максимально затрудняют работу соблюдением бесконечных формальных требований. Например, отказываются работать в цеху пока не горят все лампочки, так как это нарушает технику безопасности
- полное остановка работы
Мои доходы за июль: инвестиции, работы, Дзен и другое
Этот сценарий люди считают наиболее опасным для власти и такая форма протеста работала и в других странах. Например, в Польше в 1989 году. Тогда протестующие достигли своих целей за три месяца.
Протестующих при этом могут только уволить, но в случае с Белоруссией этот вариант не сработает, потому что людей не заменить мигрантами из-за и без того низких зарплат и потому что молодежь начинает активно уезжать из страны. Если раньше уезжало по 130 тыс. человек в год, то перед выборами отток населения увеличился в 2.5 раза, хотя всегда до выборов наоборот отток населения останавливается и всплеск происходит только после итогов выборов.
Чего боятся
Люди боятся, что Россия спасет Лукашенко и финансовые проблемы его не испугают, если наша страна закроет все бюджетные дыры.
Также боятся что мирный протест перейдет в погромы и это позволит власти действовать более жестко.
Говорит, что еще 10 числа было заметно как многие боялись выходить, потому что ОМОН травмировал очень много людей, а когда Лукашенко называл людей овцами и продолжал издеваться, то страх получить травму ушел на второй план, а страх жить при Лукашенко оказался сильнее.