Давным-давно, боевые слоны не прижились в армиях Средиземноморья, но с успехом применялись в Индии и Юго-Восточной Азии вплоть до XIX века. Это не удивительно: слоны в изобилии водились именно в этом регионе и местное население умело ловить, приручать и дрессировать этих животных.
Слоны, по своей природе, миролюбивые животные, и чтобы превратить их боевых зверей, требуются годы тренировок. Индийские средневековые рукописи содержат упоминания об использовании макетов людей и лошадей в обучении боевых слонов. Слона также учили терпеть боль и не пугаться громких звуков. На острове Шри-Ланка перед слонами, ради того, чтобы выработать у них привычку к виду и запаху крови, резали других животных. Часто терпел поражение тот полководец, что взял в своё войско недоученных слонов.
Если в раннем средневековье индийцы бросали на врага целые слоновьи соединения, то позднее слоны выполняли транспортные функции, несли на себе стрелков, метательные машины и даже артиллерию. Самой распространенной функцией слонов в битвах азиатского средневековья осталась престижная. Все военачальники - индийские, бирманские, тайские, вьетнамские, кхмерские, китайские, - все старались усесться верхом на слона.
Индийские авторы с нездоровым энтузиазмом нахваливали боевых слонов: «где слоны, там победа», «царство зависит от слонов», «армия без слонов также смешна, как лес без тигра, царство без царя, доблесть без оружия». Арабы, успешно сражавшиеся против слонов, выставляемых на поле боя персами-сасанидами, сами никогда слонов в бою не использовали.
В средневековых индийских армиях, в зависимости от возможностей полководца, было от нескольких сотен до тысяч слонов - боевых и вьючных. Разрушить укрепления противника - эту задачу перед слонами ставили главным образом в Индии, для чего слонов дрессировали особым образом. Каутилья пишет о том, что слоны ломали хоботом зубцы крепостных стен, брешировали стены и таранили ворота лбом.
Бронирование боевого слона зависело от возможностей казны феодала. Слоновьи доспехи состояли из выпуклых металлических пластин или кольчужного полотна. Пластины нашивали на тканевую основу или располагали между двух слоёв ткани как у европейской бригантины. У налобника появились два «уха», защищающих погонщика.
В самом лучшем варианте слон покрывался попоной с металлическими пластинами, его голову защищал железный налобник. Командирские слоны обозначались зонтиками, флагами и украшались драгоценными камнями. Самый низкобюджетный вариант защиты включал в себя раскраску головы и хобота слона.
В период правления Великих Моголов в Индии экипировка слонов претерпела серьёзные изменения. Боевые башни были убраны со спин животных, вместо неё использовали хауду - двухэтажное сиденье в виде корзины. В некоторых трактатах упоминаются воины, вооруженные мечами, хотя понятно, что мечом, сидя у слона на спине, можно только себя заколоть. Кроме экипажа, у слона имелся отряд пешей поддержки для защиты ног и брюха.
Одно время слоны были распространены и в Китае - Сиам платил ими дань Китаю. Изобретатели пороха не додумались до артиллерии на спине у слона и ограничились сдвоенными арбалетами. Но вскоре слоны в Китае превратились в простых тягловых животных и не играли какой-либо роли в бою.
Благородные воины Юго-Восточной Азии сидели на шеях своих слонов и сражались друг с другом в индивидуальных поединках аки европейские рыцари. Для поединков выбирали древковое оружие (копьё или алебарду), запас которых был помещён в хауде и подавался по мере необходимости оруженосцем. В обязанности оруженосца также входила подача сигналов погонщику, располагавшемуся ещё дальше – прямо над хвостом слона.
Поединки проводились во время сражений или вместо сражений. Действительно, исход сражения часто решался в поединке между царями на боевых слонах. В 1424 году, два старших брата царя Сиама Интхараджи решили биться верхом на слонах, чтобы выяснить свои права на наследство. Они оба погибли, и трон достался младшему брату, ставшему царем Боромараджей I.
Вскоре после своего появления огнестрельное оружие стало обязательным элементом слоновьего вооружения. Воины обычно вооружались ручными мушкетами, но иногда на слонов ставили и небольшие пушки, стрелявшие картечью. Подобная артиллерия называлась «ганджнал». В конце XVII в Индии перестали практиковать стрельбу со слона из пушек.
Вера в боевых слонов пошатнулась с появлением огнестрельного оружия. Хотя ружейный огонь был не смертелен для слона, но одного пушечного ядра было достаточно, чтобы убить животное.
Во время Первой англо-бирманской войны 1824-1826 годов Маха-Бандула, бирманский полководец, выставил против британской артиллерии свой лучший отряд боевых слонов. Не помогло - даже из пушки девятнадцатого века трудно промахнуться по слону. Это было последнее сражение, в котором массово применялись боевые слонопотамы.
Лучшая поддержка - это, разумеется, ваши лайки и репосты, но деньги тоже очень приятно, ведь так можно меньше думать о земном и больше - о духовном, что положительно сказывается на качестве статей:
4817 7601 9024 2002 (Сбербанк)