Именно с 1992-го года начинаются мои осознанные детские воспоминания, многие из которых связаны с музыкой, крутившейся тогда по телевизору. Что я помню из того времени? Ну помню Ивана Демидова и его "МузОбоз", даже думал, что когда вырасту, то тоже куплю себе чёрные очки и буду весь такой загадочный и непостижимый. Очки-то я себе купил, да только вот быть загадочным и непостижимым как-то уже и не хочется, причем даже сам не знаю почему. Помню Николаева с Королёвой - оба нарядные такие, красивые, поют грустные песни. Помню Титомира, который отплясывал в чёрном костюме и призывал всех повторять его движения. На-На тоже помню - они постоянно в телевизоре мелькали. Счастливое детство в общем. Анализируя сейчас 1992-ой год в российской поп-музыке могу сказать одно: плотину тогда прорвало, причем по полной программе. И помимо нескольких действительно талантливых исполнителей были и такие, которые завоевывали себе популярность исключительно откровенными нарядами и пошлыми текстами песен. Что ж, постараюсь упомянуть всех! Это Эпичное Ностальжи и с вами ваш верный слуга Джонни Кэтмен (или Ивашка Кацман по версии некоторых подписчиков). Вперёд в прошлое, сегодня на очереди скандальный 1992-ой и 10 лучших треков этого года!
Другие выпуски Эпичного Ностальжи: 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005-2009.
10 - Богдан Титомир - "Делай Как Я"
Титомир решил, что нельзя всё время исполнять экзотик-поп про разные города нашей необъятной планеты и в конце 1991-го покинул Кар-Мэн, объясняя это желанием исполнять более модную музыку. Что ж, теперь Титомир и Лемох оказались по разные стороны баррикад и началась борьба всеми возможными способами за внимание публики. И первое время даже казалось, что Титомир бывшего коллегу обставил и ушел далеко-далеко вперёд: клип "Делай Как Я" стал манифестом хай-энерджи, стиля, который Богдан сам изобрел и вовсю пропагандировал. Да и вообще, рэп тогда всё еще был в новинку, несмотря на порнографические откровения группы Мальчишник, так что Титомиру удалось оседлать волну и взлететь на ней до самых вершин популярности. Впрочем, надолго там Титомир не задержался - через пару лет пипл его выкрутасы хавать перестал, а сам Богдан увлекся наркотическими веществами и надолго выпал из поля зрения публики. Но в 1992-ом, после выхода клипа на "Делай Как Я", казалось, что никого круче Богдана Титомира на отечественной эстраде не было и не будет. А вот лично я просматривая в трёхлетнем возрасте клипы Титомира даже и не думал о том, что Богдан когда-то был участником Кар-Мэн - об этом я узнал только в 2009-ом, когда начал делать ностальгические подборки музыки 90-ых.
9 - На-На - "Фаина"
Если в 1991-ом у артистов еще были какие-то ограничения, то в 1992-ом их снесло к чёртовой бабушке, что наглядно продемонстрировано в клипе "Фаина" группы На-На под предводительством Бари Каримовича Алибасова. Тут есть место всему: глупым нарядам, дешёвой эротике с уклоном в гомосексуализм, надоедающему припеву и даже для Станислава Садальского в дырявом носке выделили пару кадров. Злые языки утверждали, что отбор в На-На проходил исключительно через постель продюсера, но я еще не встречал человека, который бы держал свечку и подтвердил бы, что всё это действительно так. А вообще На-На вместе с Борисом Моисеевым и Ириной Аллегровой сделали очень много для раскрепощения и развращения бывших жителей СССР - и я даже не знаю, хвалить их за это или же ругать.
8 - Евгений Осин - "Не Верю"
По логике вещей надо бы включить сюда "Плачет Девушка", однако же мне больше нравится у Осина "Не Верю" - отчаянная любовная песня наивного юноши, который не обращает внимания на злобные комментарии друзей в адрес своей избранницы, которую явно куда-то налево уносит. Молодец, Женя Осин! Не стал он одеваться в вычурные наряды, не стал эпатировать публику двусмысленными текстами - взял да и вернул романтику на эстраду! За что ему вечный респект и уважуха!
7 - Наталья Ветлицкая - "Душа"
Наталья Ветлицкая целых три года жила в гражданском браке с Дмитрием Маликовым, и понятное дело, что об их отношениях ходила масса слухов. Но какое эти слухи имеют значение, если песня "Душа", написанная Маликовым и подаренная сожительнице на день рождения, великолепна и прекрасна? Ветлицкая таким образом заимела еще один хит и популярность её после "Души" взлетела просто до небес. Увы, но если где-то прибывает, то где-то в то же самое время и убывает - вот и Ветлицкая после взрыва популярности с Маликовым рассталась. Говорили, что причиной для расставания стало то, что во время одной из ссор Наталья взяла да и засадила своему любимому в морду туфлёй на длинной шпильке, которая застряла у Маликова во лбу. Слабо верится, что такое действительно было, хотя я тут представил, как это выглядело со стороны и полчаса ржал как конь. Нет, ну вы только подумайте: стоит Маликов и скосив глаза смотрит наверх, пытаясь понять, каким образом так получилось, что у него в башке застрял каблук туфли Ветлицкой. Ну умора же!
6 - А-Студио - "Солдат Любви"
Я до определенного момента был уверен, что в А-Студио пел Мурат Насыров. И каково же было моё удивление, когда я узнал, что Насыров вообще никогда не был участником А-Студио! Бляха-муха, да как же так? Очередной миф из моего счастливого детства разбился вдребезги! Боже, что же теперь делать? Да ничего не делать, просто продолжать наслаждаться заводной композицией "Солдат Любви", а заодно и выучить наизусть, что вокалистом А-Студио в девяностых был замечательный Батырхан Шукенов!
5 - Лада Дэнс - "Регги В Ночи"/"Девочка Ночь"
Вот тут придется немного сжульничать, ибо выбрать одну песню у Лады Дэнс - задача лично для меня очень трудная. Ибо детские впечатления - штука очень сильная, особенно если вспомнить о том, что в клипах Лада щеголяла в откровенных нарядах и вовсю эксплуатировала свою сексуальность. Ну а кто не эксплуатировал? Разве что Надежда Бабкина какая-нибудь. Так я о ней и не собираюсь пока что писать! Мы вообще про кого говорим? Правильно, про Ладу Дэнс. Ну так что там с ней? С ней всё в порядке: была одно время участницей группы Женсовет, которая по степени вульгарности лишь немного не дотягивала до Комбинации, после распада этого коллектива заимела себе в ухажеры Леонида Величковского из Технологии, который написал ей материал для дебютного альбома, затем позаимствовала много чего у Уитни Хьюстон -
и вуаля, еще одна звезда появилась на российской эстраде! С Величковским, правда, Лада немного позже рассорилась в пух и прах, однако же на её карьере это никак не отразилось. Ну а "Регги В Ночи" и "Девочка Ночь" это те песни, без которых девяностые вообще себе сложно представить.
4 - Дмитрий Маликов - "Спой Мне"/"Смятение"
Дмитрий Маликов как был пай-мальчиком в конце восьмидесятых - так им и остается по сей день. Ну да ладно, что вообще плохого в том, чтобы петь мелодичные песни и стильно одеваться в своих клипах? Вот лично я бы не понял, если бы Маликов вдруг начал читать рэп в окружении смазливых шмар, как это сделал его бывший танцовщик Богдан Титомир. Нет, Маликов всегда был джентльменом и никогда не опускался до пошлятины и безвкусицы, кто бы что ни говорил. "Спой Мне" - одна из его самых светлых, добрых и лёгких песен и лично мне всегда после её прослушивания становится как-то хорошо на душе: уж очень она позитивная и жизнерадостная. А вот "Смятение" - далеко не самая известная вещь Дмитрия, но вот я бы назвал её одной из его лучших композиций. К тому же любопытно слушать, как Маликов философствует.
3 - Дюна - "Корефана"
Каждый раз, когда по телеку крутили мультяшный клип на "Корефану", родители звали меня и я мчался из своей комнаты сломя голову, чтобы не пропустить ни одного момента. Вообще весь альбом Дюны "За Нами Долгопрудный" очень даже хорош и увлекателен, я каждую песню с него люблю, но вот "Корефана" стоит особняком - в ней есть что-то такое, что актуально звучит даже сейчас. "За Нами Долгопрудный" стал последней работой Дюны с Сергеем Катиным, который после ухода из группы уехал во Францию и попытался стать там бизнесменом. Очень жаль, ведь без Катина Дюна стали совсем другой группой и больше уже никогда им не удавалось впоследствии достичь таких высот, как в конце восьмидесятых и начале девяностых. Кому-то может песни про коммунальную квартиру и море пива-водки нравятся (да что там, мне они тоже по душе), однако это уже было не совсем то.
2 - Игорь Николаев и Наташа Королёва - "Дельфин И Русалка"/"Такси Такси"
Сахалинский усач-композитор и простая украинская девушка - идеальная формула для создания популярного в народе тандема. Идеальная формула?!! Ну, можно выразиться и так. Во всяком случае в 1992-ом "Дельфин И Русалка" вместе с "Такси Такси" регулярно звучали по радио, а Николаев с Наташей Королёвой практически не слезали с экранов, вовсю продвигая свои свежеиспеченные хиты. Что ж, Николаев в каком-то смысле действительно был дельфином - благородным таким, романтичным и добрым. А вот Королёва до звания русалки малость не дотянула - страсть к безвкусным нарядам всё испортила. Да и вообще, какая из Королёвой-Порывай русалка? Но это всё общие слова - тогда, в 1992-ом году, Игорь и Наташа очень органично смотрелись вместе. Это уже потом Николаев начал активно так выпивать за любовь, что, наверное, и привело к распаду этого дуэта, в результате чего Королёва связалась с кентавром по имени Тарзан. Чёрт, променять выпивающего за любовь дельфина Николаева на кентавра Тарзана - почему женская логика такая нелогичная?!!
1- Кар-Мэн - "Сан-Франциско"/"В Багдаде Всё Спокойно"/"День Рождения В Монте-Карло"/"Bad Russians"
У Сергея Лемоха не было никаких сомнений в том, куда двигаться после ухода Богдана Титомира - в мире ведь столько еще невоспетых городов осталось! Вот и альбом Кар-Мэн "Кармания" мало чем отличался от их дебютного "Вокруг Света" - единственным отличием стало только отсутствие в "Кармании" Богдана Титомира. Да, я опять жульничаю и включаю целых три композиции группы в список, но ведь каждая из них - это же просто адский отжиг напалмом! Взять хотя бы "Сан-Франциско" - ноги же сами в пляс пускаются, когда звучит припев! А "В Багдаде Всё Спокойно"? Это же ведь на все времена хит! Я уже молчу про "Bad Russians" и соответствующий клип! В 1992-ом Кар-Мэн были на вершине своей славы и очень сильно отличались от своих куда менее ярких коллег по цеху вроде Технологии. А еще я очень жалею, что Лемох практически ни разу не спел о городах родной страны. Как бы хорошо звучало - "В Кисловодске Всё Круто"!
Почётные (И Не Очень) Упоминания
Как там Козьма Прутков говорил? Нельзя объять необъятное? Ну что ж, похоже на то. Но я рискну! Ибо кто не рискует - тот не ест! Или как там правильно?
Лика МС - "Би Би Такси"
Русский рэп всегда был явлением несколько аляповатым и неуклюжим - но в девяностых это хотя бы было смешно. Ну в самом деле - нельзя не рассмеяться, слушая как Лика МС (позднее просто Лика Стар) распевает "би-би такси, би-би такси". Примитив, но зато какой весёлый и заводной!
Татьяна Овсиенко - "Наташка"
Любой, кто скажет что это плохо - мой кровный враг на всю оставшуюся жизнь. Ибо Танюха молодец. И платье красивое.
Ирина Аллегрова и Игорь Николаев - "Миражи"
Он нашел моложе чем она, она нашла моложе чем он - в итоге сплошные миражи, мать их за ногу.
Аркадий Укупник - "Петруха"
Укупник - дело тонкое, это было понятно сразу. Вариантов у слушателей было немного: или полюбить его, или же возненавидеть. Споры ведутся до сих пор, причем на самых разных уровнях.
Империя - "Поезд На Ленинград"
Империя вообще-то позиционировали себя как рок-группу, но запомнили их за великолепную поп-композицию "Поезд На Ленинград", которая явно была вдохновлена Depeche Mode. Или Технологией.
Мистер Малой - "Буду Погибать Молодым"
В девяностых была масса откровенно придурочных и дебильных песен, но вот в 1992-ом Мистеру Малому я отдаю пальму первенства, ибо это, пожалуй, худшее, что я слышал в своей жизни.
Олег Газманов - "Офицеры"
Это - первая версия знаменитой песни. И тут Олежка без зазрения совести пинает практически мёртвую к тому моменту советскую власть. Да-да, в ночь у белого дома зверь в последней агонии накатившись разбился на груди у ребят. Это уже потом Газманов текст переделает, потому что ему покажется, что фальши многовато. А пока что поёт про зверя. В последней агонии.
Ирина Аллегрова - "Привет, Андрей"/"Младший Лейтенант"
Ирина отжигала по полной. Слова излишни - смотрите эти клипы, чтобы понять, что же она из себя в 1992-ом представляла.
Комбинация - "Два Кусочека Колбаски"
Апина уже ушла, но Комбинация еще по инерции движется вперёд. Увы, но это последний хит группы и в нём есть всё, что сделало группу известной: пошлая ирония, смешанная с жизненной вульгарностью. Что ж, ничего удивительного: были себе russian girls, мечтали уехать с american boys, а потом поняли, что ничего из этого толкового не выйдет, переметнулись к бухгалтерам и новым русским, но те их в итоге тоже опрокинули и пришлось довольствоваться только двумя кусочеками колбаски. Закономерный итог.
Нэнси - "Дым Сигарет С Ментолом"
Да здравствует трактир-поп! Да здравствует прокуренный ресторан, морда в салате и официанты, разносящие водочку! Да здравствуют Нэнси, Фристайл и Белый Орёл! Эх, надеть бы малиновый пиджак, да только ведь не было его у меня никогда!