Найти тему
Игорь (не) тонет

Глупость, утомительность и выдавливание жалости – великолепная «The Last of Us Part II»

В тексте содержатся некоторые сюжетные спойлеры, в том числе финал истории, поэтому, если вы не готовы, то к прочтению не рекомендуется. Материал может не прийтись по нраву адептам Школы сонибоев, но вы всё же попридержите свои горящие пятые точки и заметьте, что я отмечаю много положительных моментов истории.

В своих материалах я всегда стараюсь избежать максимально категоричных и односторонних высказываний, акцентируя внимание как на плюсах, так и на минусах рецензируемых игр. Это обычная работа журналистики. К сожалению, сейчас мне придётся особо заострить на этом внимание, так как серия «The Last of Us» является очень важной игрой для многих обладателей консолей PlayStation, и любая критика в её сторону зачастую воспринимается как личное оскорбление. Специально для таких оскорбляющихся людей: вторая часть – это отличная игра, но в ней есть несколько моментов, которые, по моему мнению, совершенно не идут ей на пользу.

Полное прохождение заняло у меня около 35 часов. По ходу игры я написал две короткие заметки (вот эту и эту), в которых делился первыми впечатлениями. Не буду полностью их переписывать, в этом нет нужды, но кое-что придется в любом случае повторить. Дальше идут жёсткие спойлеры, я предупреждал.

Смерть Джоэля не была непредсказуемой. С самого анонса игры режиссёр и главный сценарист игры, Нил Дракманн, говорил, что центральной линией в игре будет месть. Было два варианта: либо это девушка Дина, в которую влюблена Элли; либо Джоэль. Первая с большей вероятностью отпадала, так как игрок совершенно не знаком с персонажем и ему попросту плевать на её судьбу в начале. Зато Джоэль – главный герой предыдущей части, а значит большинство к нему привязано. Уверен, что именно это большинство и вскипело, после такого сюжетного поворота. Как можно убить центрального персонажа? А как ещё было двигать сюжет во второй части? Только убийством человека, из-за которого сорвались планы по синтезированию лекарства. Вероятно, можно было бы использовать ход с ещё одним персонажем с иммунитетом, но в таком случае теряется уникальность Элли. Поэтому смерть Джоэля кажется вполне оправданной с точки зрения двигателя сюжета.

-2

До появления непосредственно в Сиэтле в игре не происходит ничего особенного. Нас лишь знакомят в завязкой и персонажами. Хочется сказать, что дальше начинается самое интересное, но увы это не совсем так. Впереди множество часов геймплея, который начинает быстро утомлять своим однообразием. Практически таким же он был и в первой части, поэтому я был готов. Благо Naughty Dog добавили небольшие открытые локации и стимул их изучать – сейфы, где иногда хранятся журналы для прокачивания новых навыков. Разбросаны они далеко не во всех таких локациях, но если игрок дотошно изучает окружение, то пропустить их практически невозможно. Для открытия сейфа нужно знать пароль. И вот тут остается двоякое впечатление. Иногда требуется просто найти записку, в которых указан пароль, таких бумажек большинство. Но несколько раз приходится действительно сделать какие-то умственные заключения. Например, паролем к сейфу в одной из квартир была даты свадьбы проживающей в ней пары. В записке указано, что в этом году (имеется ввиду год начала распространения вируса) они празднуют свое тридцатилетие (или другой юбилей, я подзабыл). Пароль состоит из шести чисел. Из записки мы узнаем только год, и лишь найдя календарь, на котором отмечена годовщина, догадываемся об остальной части кода. Хочется сказать, что таких примеров много, но нет. Настолько интересных только один. В остальных случаях код либо сразу есть в записке, либо находится невероятно близко к сейфу.

Один абзац по поводу стычек с противниками, чтобы больше к этому не возвращаться. Они скучные. Они были таковыми в первой части и остались тут. Особенно с зараженными. С людьми есть хотя бы какой-то смысл перемещаться, скрываясь от их глаз, или в случае прямой конфронтации. При этом ИИ людей почему-то ведет себя довольно странно время от времени: если противники потеряли меня из виду, они не направляются к тому месту, где видели меня последний раз или где были выстрелы, они расходятся по своим местам патрулирования. Ещё занимательные факты: после убийства, некоторые трупы пропадают; проиграв бой с пятью противниками в самом конце игры, я начал заново с контрольной точки, но врагов было уже два. И несколько раздражающих моментов: если у меня была в руках бутылка или кирпич, то после захвата врага, оружием выбирается пистолет; если я могу носить с собой винтовку, дробовик, лук, два пистолета, четыре дымовые бомбы и коктейля Молотова, какую-то взрывчатку, аптечки, то почему можно брать только один кирпич или бутылку?

-3

Геймплейно «The Last of Us Part II» практически не изменилась. Да, добавили немного вертикальности, что сопоставимо с глотком свежего воздуха, после плоской первой части, но это приятное чувство не длится вечно. В некоторых интервью разработчики делились тем, что отказались от раздражающих элементов игры 2013 года, вроде мусорных контейнеров, досок и лестниц. Однако они лукавили. По факту эти элементы никуда не делись, но их действительно стало меньше, хотя в копилку добавили веревки, которые по сути являются тем же самым.

В остальном же, это прогулки по прекрасным локациям, на которых можно изучать жизнь до всего случившегося. С напарниками или без – разницы особой нет, с ними появляются местечковые диалоги, которые, как я выяснил на собственном опыте, легко пропустить, даже если ты читал подобранную записку. Именно из-за этого я упустил один диалог с Джесси. Забавно, но он сказал: "Вернёмся к этому разговору позже", но так ни разу больше и не задал своего вопроса. Я конечно придираюсь, но от такой продуманной игры я жду, что раз она мне обещает вернуться к диалогу позже, то мы вернёмся, однако этого не происходит. Но, как и написано в заголовке ревью, спустя какой-то время «The Last of Us Part II» начинает попросту утомлять, превращаясь в рутину. Бегу, собираю ресурсы → Схватка с зараженными/людьми → Собираю припасы → Нехитрый паркур → Кат-сцена → Повторить сначала. Проделывая всё тоже и тоже, час за часом, теряется нить рассказываемой истории. В какой-то момент я просто отложил игру на неделю, не в силах больше делать одно и тоже. Выглядит как искусственное растягивание продолжительности. И тут мы подходим к главному – сюжету.

История

-4

Сюжет – это то, за что «The Last of Us Part II» и любят, и ненавидят одновременно. Лично для меня, он вполне неплох. Он точно лучше первой части, не такой предсказуемый, но когда задумываешься над драмой, получается, что она практически высосана из пальца. Да, месть это "хорошая" основа для сюжета, особенно когда она имеет смысл. И в начале, мотивация Элли понятна: Джоэля, который фактически был ей как отец, жестоко убивают у неё на глазах. И мы не знаем причины. Но Элли знает, и когда мы больше узнаём об их жизни в Джексоне, мотивация немного пошатывается. В чём загвоздка? Как вы помните, в финале первой части Джоэль соврал, что у Цикад просто не получилось синтезировать лекарство, поэтому он увёз её. Но спустя время, Элли возвращается в больницу и ставит Джоэлю ультиматум: либо он рассказывает правду, и они возвращаются в Джексон; либо они больше не увидятся. Рассказав ей всё, Элли говорит, что никогда не простит его за это, но возвращается в город. Тут меня немного передёргивает. Она прямым текстом заявляет, что готова была умереть, ради этого лекарства, тогда бы её жизнь имела смысл, а Джоэль это отнял. Но почему? Сказала бы она тоже самое в 14 лет? Да, выбор делает не она, а за неё. То есть Джоэль поступает эгоистично, думая о себе, а не о ней, по её логике. Сложный момент, но постараюсь сформулировать предельно понятно: если Элли так зла, то почему она идёт мстить за смерть Джоэля, если а) он принял решение за неё; б) она знает, за что Эбби его убила и, как она сама и говорит ближе к концу, понимает это.

Столкнувшись наконец лицом к лицу с Эбби, Элли отгребает от неё по самое не балуй, едва не лишившись беременной Дины. Эбби выбивает из неё все дерьмо, и лишь благодаря жалости Лева (или Льва, я так и не понял как склонять), оставляет их обеих в живых, требуя больше никогда не попадаться ей на глаза. Но затем, по прошествии нескольких лет, Элли бросает свою семью и вновь идёт мстить. Это не только глупо с любой точки зрения в сюжетном плане, это растягивает геймплей на ещё часов 5! Зачем это было нужно? Достаточно было бы оставить её как есть, показав, что Элли обрела спокойствие в семье, а Эбби нашла Цикад. В итоге они обе не получили то, чего хотели. И это объясняется не человеческим поведением, а банальной прихотью сценаристов, это то самое выдавливание жалости.

Вот ещё один пример. Знаете почему мне было не жалко беременную подругу Эбби по имени Мел, когда её убили? Потому что с самого начала её отправляют (беременную!) в патруль, через вражескую территорию! Я понимаю, что это постапокалипсис, они выживают, но черт побери, в ВОФ есть отличная база, есть ресурсы, на кой черт отправлять беременную женщину в патруль, да ещё и на довольно позднем сроке? Если бы её не убила Элли, это сделал бы кто-нибудь другой из Шрамов. И ладно бы, но как её убили – тоже довольно глупо. Эбби просит у неё и её парня Оуэна сказать, где находится Эбби, говоря, что в таком случае она их возможно не тронет. И черт побери, беременная женщина нападает на вооруженного человека! Нет! Тысячу раз, нет! Родитель никогда бы так не поступил. Он бы сделал что угодно, лишь бы сохранить своего ребёнка. Если это значит, указать, где находится Эбби (которую Мел, как мы выясним очень недолюбливает), то да, родитель бы так и сделал. Вместо этого, она нападает с ножом на Элли, и та в схватке убивает и её, и Оуэна. И эта сцена не работает. Простите, но я скорее удивлялся тупости такого поступка.

Что касается второй половины игры, когда разработчики решают рассказать историю Эбби, то от неё двоякое впечатление. С одной стороны, за неё играть даже интересней, это новый персонаж со вполне понятной мотивацией. С другой стороны, когда история переключается на неё, игра успевает порядком надоесть, а придётся пройти ещё как минимум столько же игровых дней. Как раз ближе ко второй части игры я вовремя сделал недельный перерыв, дабы хорошенько отдохнуть и продолжить детально изучать окружение, а не просто пробежать игру насквозь.

По ходу этой части Эбби раскрывается как отличный персонаж. Она проходит стадию принятия содеянного, и вместо машины для убийств, становится человеком. Ей не чуждо сострадание, она готова помочь тем, кто помог ей, даже если когда-то они были врагами. Это в итоге и демонстрируется в отношениях с Левом, бывшим Шрамом. Также её прогресс как личности заметен на отношении идеи Оуэна бросить всё и уехать в Санта-Барбару на поиски оставшихся Цикад. Сначала Эбби считает эту затею глупой; потом приходит к выводу, что в ней есть смысл, но Мел не хочет, чтобы она ехала с ними; и лишь когда они оба умирают, она делает это целью своей жизни. Новой целью, после убийства Джоэля, и новым смыслом для существования. Но благодаря прихоти сценаристов, игрок так и не узнает, нашли ли Эбби Цикад, так же как не узнает, обрела ли Элли душевное спокойствие. Истории обеих героинь не достаточно резко обрываются, чтобы назвать это открытым финалом, но и не ставят окончательной точки. Игра просто заканчивается. Одна – куда-то уплывает на лодке, другая – возвращается в пустой дом, где уже нет Дины. На этом всё.

Какие выводы должен сделать игрок? Что месть это путь, который в любом случае плохо обернётся для обеих сторон? В таком случае, мне на ум приходит фраза генерала Шепарда из «Call of Duty Modern Warfare 2»: "Знаешь, что говорят о мести? Лучше сразу копать две могилы". Возможно, это применимо и ко второй части «The Last of Us». Ведь последние пару часов напрочь убивают все повествование. Вот Элли живёт с Диной и ребёнком в своем доме, у них все хорошо (ну или более менее), а потом идёт сцена, где Эбби и Лев в Санта-Барбаре находят заброшенный пункт Цикад, и узнают, что есть ещё выжившие из них. Всё! Закончите на этом! И даже не надо дополнительных сцен, как Эбби идут через всю страну к этим Цикадам, и что они в итоге их находят, достаточно было бы только этой зацепки. Но вместо этого, мы вынуждены ещё 5 часов потратить на пустой финал. Дело не в том, что мне не нравится сам финал, я бы вполне его принял, если бы он случился часов на 10 раньше. Но я играю и так уже 35 часов – что чертовски много для линейной сюжетной игры – зачем портить всё этим нелепым поворотом. Только ради выдавливания жалости. Только, чтобы показать, как страдает Элли, потому что она так и не отомстила. Только, чтобы показать, как достается Эбби за... хрен знает за что.

Самое плохое, особенно для тех, кто прочитал много книг и видел достаточно хороших фильмов, «The Last of Us Part II» вас особо не удивит. Если вы внимательно следили за сюжетом, анализировали поведение персонажей и ситуаций, в которых они оказывали, то финал не оставит вас даже в недоумении. Скорее, на душе не будет просто... ничего. Можно отметить, что персонажи развивались немного наоборот: Элли в начале путешествия была с Диной, а в конце одна; Эбби – в начале одна, а в конце с Левом. Но и что? Ведь они обе остались ни с чем. И если посыл игры таков, что месть не может привести к успокоению, то я соглашусь. Но подано это очень плоско. Игра не оставляет никакого послевкусия.

-5

Но закончить я хочу на положительной ноте. Безусловно, это лучшая работа Naughty Dog. Все эти скандалы, кранчи, переработки, всё, что творилось в студии последние годы – ужасно, но они смогли сделать потрясающую игру. Не шедевр, но отличную и запоминающуюся. Великолепная графика, даже на оригинальной PlayStation 4, шикарный дизайн локаций, работа со звуком и актёрами, погружение, музыка (хотя саундтрек и не такой мощный, как в первой части), интересные геймплейные фишки (игра на гитаре), маленькие личные истории в разбросанных записках. Лишь из-за однообразия после двух десятков часов, мне захотелось прерваться, но обычно мои сессии длились по 3-4 часа безвылазного погружения. Буду ли я её перепроходить? Я бы не исключал такой возможности. Желания у меня явно больше, чем пройти заново первую часть. Лучшая ли это игра на закате текущего поколения? С визуальной точки зрения – да; с точки зрения истории и сюжета в целом – вряд ли. В общем и целом, «The Last of Us Part II» великолепная игра, с которой обязательно стоит ознакомиться, и подойти к этому не предвзято, с чистой головой, быть готовым погрузиться в этот мир и узнать историю мести, которая не приводит ни к чему хорошему, как бы вы не...