Однажды на берег пришел почтенный старик по имени Джедедайя Харпер, патриарх местных рыбаков, который стал клясться, что не так давно плавал неподалеку от Мыса Дьявола и видел в море странную компанию существ, чем-то похожих на людей, а в чем-то смахивавших на лягушек, которые и передвигались в воде также отчасти по-человечьи, а отчасти по-лягушачьи. Было их десятка два - мужчин и женщин. Он сказал, что они проплыли рядом, совсем близко от его лодки, и тела их сияли в лунном свете как призраки, восставшие из глубин Атлантики, а двигаясь мимо него, они словно воспевали хвалу богу Дагону. При этом он вновь поклялся, что видел среди них Эноха Конгера, который плыл вместе с остальными, как и они голый, и голос его, участвовавший в общем хоре, был отчетливо слышен в ночной прохладе. Несказанно изумленный Харпер громко окликнул его, Энох остановился и оглянулся, так что старик увидел его лицо. После этого вся группа — Энох в том числе — скрылась в волнах моря и больше не появлялась.
Много времени спустя, один молодой человек, еще мальчишкой помнивший Эноха Конгера во время его визитов в Иннсмаут, приехал в этот город и рассказал, что вместе с сыном также лунной ночью рыбачил неподалеку от Соколиного мыса, когда неожиданно из морской пучины совсем рядом с его лодкой появилась почти по пояс обнаженная мужская фигура — она была так близко от него, что он мог буквально дотронуться до нее своим веслом. Человек этот стоял в воде так, словно его кто-то поддерживал снизу, и, казалось, совершенно не замечал его и лишь смотрел на руины старого дома, некогда стоявшего на Соколином мысу — в глазах его застыла бездонная тоска, а лицом он очень походил на Эноха Конгера. По его длинным волосам и бороде стекали струи воды, чуть поблескивавшие в лунном свете на темнеющей коже, а прямо под мочками ушей на шее виднелись длинные тонкие разрезы. Затем, так же неожиданно, как и появился, он исчез под водой».
Говард Лавкрафт, «Рыбак с Соколиного мыса»
Введение
Традиционные народные представления обычно изображают русалку фантастически красивой девушкой с рыбьим хвостом, однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, завораживая всех, кому доведется их услышать, в редких случаях аккомпанируя себе игрой на арфе. Помимо русалок бывают и «русалы» - иногда такие же романтичные, как женские особи, иногда вполне приземленные, позволяющие себе грубость и раздражение. Русалки любят греться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая костяными гребнями свои шелковистые зеленые волосы. Они живут не только в море, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России — в омутах.
Легенды о русалках возникли достаточно недавно по мифологическим меркам. Подлинного развития они достигли только в период Высокого Средневековья (древнегреческие сказания о сиренах автором не рассматриваются ввиду объемности темы и частых появлений сирен в античном эпосе). В европейской культуре первое из известных литературных упоминаний о русалках встречается в средневековой поэме «Роман о Розе» Гийома де Лорриса (1225-1330 годы): «То было чудо, подобное пению морских русалок».
В культуре практически всех народов мира есть легенды о духах вод, часто эти духи - поющие женщины, олицетворяющие красоту воды и музыкальность звучания ее потоков. Русалки капризны, своенравны и могущественны (как и реки, в которых эти существа обитают). Они могут наградить, но могут и навредить. Известны также случаи, когда русалки крайне жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Средневековая испанская легенда-притча рассказывает о русалке, влюбившейся в смертного юношу. Она подарила ему золото, серебро и алмазы, которые столетиями собирала на затонувших кораблях. Юноша принял щедрые дары, но сердце его принадлежало другой, и он отверг ухаживания русалки. Из любви русалка была готова простить его. Взамен отданных сокровищ она взяла с юноши клятву, что он встретится с ней семь раз под светом полной луны, после чего они навсегда расстанутся. Семь ночей русалка приплывала к берегу, ожидая встречи с любимым, но так и не дождалась его. Преступив клятву, он вызвал в ней ревность и гнев.
Много дней спустя, когда юноша рыбачил в море, русалка подплыла к его лодке.
— Я прощаю тебя, — сказала она, высунувшись из воды. — Нам не быть вместе, но не откажи в любезности принять от меня последний дар.
— Согласен, — произнес заинтригованный юноша, вспомнив о щедрых подношениях русалки — в нем взыграла нечестивая жажда золота.
Русалка указала на черный провал прибрежного грота и молвила:
— Знай, что в нашу первую встречу я преподнесла тебе лишь малую толику моих богатств. В той пещере ты найдешь все потерянные сокровища мира. Я поклялась богам, что отдам их тому, кого полюблю, даже если он не полюбит меня.
— Ты отдашь их мне просто так? — удивился юноша. — Ничего не желая взамен?
— Блеск драгоценных камней не затмит пламени любви, — грустно ответила русалка. — Об одном прошу — не забывай обо мне.
На радостях юноша пообещал, что будет помнить ее до самой смерти и быстро погреб к заветной пещере. Русалка плыла позади лодки, печальная песнь о разбитом сердце летела над лазурными водами спокойного моря. Очарованный ее волшебным голосом юноша уснул, не доплыв до берега. Проснувшись, он обнаружил, что русалка затащила его в пещеру и приковала к скале золотыми цепями. У выхода из пещеры сверкали сваленные грудой рубины, алмазы и сапфиры. Длина цепи позволяла юноше дойти до столь желанных им сокровищ, но не позволяла покинуть пещеру. Как и было обещано, он заполучил несметные сокровища, но остался вечным пленником коварной русалки. Мораль притчи известна — неверность, жадность и алчность наказуемы.
Закончилось Средневековье, началась эпоха Нового времени. Культ поклонения древним божествам вод остался в далеком прошлом, но вера в русалок, мудрых и могущественных водных дев, пережила века и поколения. После окончательной победы христианства в Европе представители духовенства пытались искоренить остатки языческих верований, и во многом это им удалось. Однако малозначительные персонажи, такие, как русалки, с которыми не были связаны основные языческие культы, не представляли большой опасности новой религии и остались жить в фольклоре. Русалка с гребнем и зеркалом в руках стала символом тщеславия и женского коварства, ведущих мужчин к морально-нравственной (а нередко и физической) гибели.
Источник зарождения представлений о русалках по сей день вызывает множество вопросов и дискуссий. Ряд исследователей считают, что когда-то на Земле могли существовать разумные морские существа, со временем вымершие. Их оппоненты справедливо указывают, что мифы о русалках возникли с подачи рыбаков и мореплавателей. Будучи людьми необразованными, они нередко принимали за русалок тропических ламантинов, детенышей китов, морских котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, совсем не напоминают людей, но их позы и крики бывают очень «человеческими».
Но порой случаются встречи, которые никак не объяснишь одной лишь мифологией и невежеством. Рассмотрим их детальнее.
Неожиданное появление
Археолог Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала эзотерическому изданию «Интересная газета» следующую историю:
«В этнографической экспедиции по Западному Полесью я случайно услышала от коллеги о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.
Это было во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат Красной армии, имени которого рассказчик вспомнить не смог, отстал от своего взвода. Догоняя ушедших вперед товарищей, он шел по глухой лесной дороге. И вдруг видит, на середине дороге лежит человек, вроде мертвый. Он бросился к нему и когда подбежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что понять невозможно. С виду обычный мужчина с косматой бородой, но весь покрыт рыбьей чешуей, а на руках и ногах вместо пальцев лягушачьи перепонки.
Солдат перевернул странное создание на спину и увидел, что лицо у него человеческое. Не красивое, но и не безобразное. Говорить на человеческом языке это существо очевидно не умело, потому что стало знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, видимо, просило его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и скоро увидел небольшое лесное озеро на краю глухого леса. Отволок туда чешуйчатого гуманоида, опустил в воду. Он немного полежал на отмели, пришел в себя и уплыл. И даже на прощанье солдату рукой помахал. Тот так и не понял, что за существо он встретил и спас».
***
Согласно некоторым легендам, русалка — это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. И здесь этот образ смешивается с не менее известными сестрами русалок - греческими сиренами. Если же, что случается крайне редко, выбранная жертва не поддается чарам русалки, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина.
Японские русалки, называемые Нингё, живут в бухтах и заливах между островами. Поймать Нингё в сети считается дурной приметой: по поверьям эти существа приносят несчастья и штормовую погоду. Но есть от них и польза. Мясо Нингё, съеденное сырым, дарует вечную жизнь. Один рыбак однажды принес своей дочери мясо Нингё и обрек ее на бессмертие. Пережив всех родных, детей и мужа, дочь рыбака ушла в монастырь. Прожив там восемьсот лет, она покинула его стены — и никто не знает, что стало с ней после. Может, эта несчастная девушка и сейчас живет среди нас. Обреченная на вечную юность и вечное одиночество.
Наибольшей популярностью истории о русалках пользовались среди моряков. Во время своего первого плавания Христофор Колумб, известный скептическим отношением к народным поверьям, записал в дневнике, что лично видел трех резвящихся русалок неподалеку от побережья Гвианы. Другие капитаны, плававшие в тропических странах, тоже не раз заявляли, что встречали настоящих русалок. Эти встречи можно объяснить просто. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки тосковали по женским ласкам и, может быть, поэтому видели в водах прекрасных женщин.
Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает свою встречу с русалкой как самый заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается запись о том, что один из матросов, посмотрев за борт, увидел русалку. Ее верхняя половина туловища была как у женщины: мраморно-белая кожа и ниспадающие вниз черные волосы. Когда она нырнула под днище корабля, он увидел ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, покрытый пятнышками, как у макрели.
Хотя принято считать, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку было так велико, что матросам повсюду виделись героини их страстных грез. Жюль Верн как-то отметил, что именно человеческая фантазия о непознанных океанских пучинах и породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь.
Начиная с середины девятнадцатого века вера в русалок заметно ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда и морские путешествия стали значительно короче, моряки все реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали и дразнили сирены. Однако русалки не были полностью забыты.
В 1900 году на севере Шотландии зажиточный землевладелец Александр Ганн встретил русалку у берегов залива Килманрок. Прогуливаясь по своим владениям с охотничьей собакой, он услышал со стороны берега жалобное блеяние. Александр сразу понял, в чем дело: одна овца отбилась от стада и провалилась в глубокую расселину. Спускаясь в расселину за бедным животным он заметил, что на ближайшем к берегу рифе нежится дивной красоты дева с рыбьим хвостом. Расстояние между рифом и сушей было незначительным и Александр запомнил облик русалки до мелочей.
У нее были длинные волнистые золотисто-рыжие волосы, ярко-зеленые глаза и изогнутые брови. Она была необычайно привлекательная, соблазнительная и манящая. Трудно сказать, кто был поражен больше — Александр, русалка или собака. Однако первой дала волю своим чувствам именно собака. Поджав хвост, она спряталась за спиной хозяина и протяжно заскулила. Александр видел, что русалка испугалась реакции собаки, но все же была разгневана и поспешно нырнула в воду. Больше в Килманроке ее не видели.
В славянских преданиях русалки — темные существа, подвластные нечистой силе. По легендам русалками становятся утопленницы или девушки, проклятые завистницами за красоту. На русалочью неделю они выходят из вод в человечьем обличьи, соблазнять молодых юношей и утягивают тех на дно. Солдат из рассказа Жанны Железновой счастливо избежал подобной участи. Однако далеко не все встречи с русалками заканчивались добром.
Продолжение следует...