Впервые я увидела картины Зинаиды Серебряковой в Москве в Третьяковской галерее, где была её персональная выставка.
Одна из самых известных картин Серебряковой, написанная художницей в 1910 году это автопортрет «За туалетом». На этой картине художница изобразила себя молодой, здесь она прекрасная молодая женщина изображена перед зеркалом. В это время у нее уже было двое детей от не менее знаменитого и достойного мужа - Бориса Серебрякова.
Автопортрет у Зинаиды Серебряковой получился очень светлый, как будто светится изнутри, и краски и фон картины и само настроение героини очень радостное и светлое! О картине рассказывала экскурсовод так: Красивая, молодая женщина, перехватив одной рукой копну густых волос, в другой держит гребень, которым расчесывает их. Несколько лукавый, радостный взгляд словно говорит: «Как же хорошо!» Хорошо всё это – быть красивой и молодой, ощущать тяжесть волос в руке, сверкать глазами, просто жить!".
Я всей душой влюбилась в эту прекрасную картину, долго стояла возле неё все не могла оторвать завороженного взгляда от этой молодой и прекрасной женщины! Так и хотелось дотронуться рукой до принадлежностей, изображенных на столе - небольших шкатулок, бус и духов, почувствовать аромат свежести и красоты того времени.
Как я попала в эту атмосферу женственности и счастья
Серебрякова на этом портрете наполнена счастьем, ведь в свои 25 лет она не только жена и мать двоих детей, но и очень счастливая женщина, её переполняют радостные чувства, она полна оптимизма.
На портрете слева стоит свеча перед зеркалом, которая напоминает нам о том, как молодая женщина вечерами смотрит в зеркало, всё такая же счастливая, всё такая же красивая, к тому же подсвечник со свечой здесь является символом тепла и уюта. Для меня в этой картине прекрасно все и главное достоинство этого произведения - естественная красота и молодость!
В литературе встречаются даже сравнения автопортрета Серебряковой и портрета пушкинской Татьяной Лариной, сравнивают не литературный образ героинь, а саму поэтику русской деревни, открытую и чистую. Чистота и очарование неиспорченной юности вот что роднит героинь картин!
Второй автопортрет Серебряковой
Эта картина отличается кардинально от предыдущего портрета, здесь совсем другая атмосфера, другие краски и цвета. При взгляде на это произведение сразу чувствуешь таинственность, которую хочет передать нам художница, в этом автопортрете в передаче цвета ощущается некая гармония с Рембрандом, но это не копирование художника, а просто деликатный диалог художника. Несмотря на то, что Серебрякова не училась в Академии и не имела специального образования, она была воспитана в художественной атмосфере: её отец Евгений Лансере был известным скульптором, а мать Екатерина была дочерью архитектора Николая Бенуа, кстати она в молодости была художником-графиком.
Именно в этой семье, где каждый что-нибудь да рисовал, долгими зимними вечерами за чашкой чая говорили об искусстве больше, чем о чем либо другом, поэтому сама атмосфера семьи воспитала такого тонкого художника из Зинаиды Серебряковой.
В этой картине Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. На нас как бы из темноты смотрит молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках. Она обернулась и её невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча и кажется, что героиня без страха и сомнения приглашает пойти вместе с ней, следуя за светом свечи!
И так же, как светится каким-то внутренним душевным теплом это юное лицо, светилась и душа Серебряковой.
Я люблю ходить в Третьяковскую галерею особенно по выходным, чтобы снять напряжение от прошедшей рабочей недели и получить заряд положительных эмоций для нового трудового дня.
Спасибо всем кто прочел эту статью!
О других экскурсиях в Москве и Подмосковье я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал Личный блог пенсионерки с Севера, чтобы не пропустить!