Найти в Дзене
машина

Аварии на испытаниях. 1992 год, опытная ГАЗель № 12

Любая авария – это как минимум серьезная неприятность. Но авария с опытной машиной во время испытаний – это просто катастрофа, потому что в один миг перечеркивается огромная, долгая и очень дорогая работа большого коллектива людей. Особенно если речь идет о приемочных или ресурсных испытаниях, когда ремонт поврежденной машины не решает проблемы. Ведь в этом случае результаты испытаний уже не будут корректными. Как можно оценивать дальше ресурс рамы, если ее пришлось варить после ДТП? Или как оценивать управляемость машины, кузов которой недавно был «завязан в узел»? После такого впору начинать все сначала. Вот и с одной из первых опытных «ГАЗелей» произошел именно такой случай. Точнее, даже не с «ГАЗелью», а еще с просто ГАЗ-3302: в тот момент опытные «полуторки» пока не успели получить свое знаменитое имя.

ГАЗ-3302 № 12, выпуска апреля 1992 года
ГАЗ-3302 № 12, выпуска апреля 1992 года

Краткая предыстория ситуации. В апреле 1992 года в Цехе опытного производства Управления конструкторско-экспериментальных работ Горьковского автозавода построили три новых экземпляра грузовичков ГАЗ-3302. Они считались образцами второй опытной серии и несли заводские порядковые номера 11, 12 и 13. На одной машине была открытая бортовая платформа, на другой – платформа с тентом, на третьей – кузов-фургон. Вплоть до конца декабря месяца этим образцам предстояло откатать насыщенную программу приемочных испытаний, включающую в себя четыре этапа: лабораторные, лабораторно-дорожные, пробеговые и эксплуатационные испытания, не считая обкатки в течение первых 2000 км пробега. В самый разгар испытаний, 10 ноября, одна из опытных машин (бортовая с тентом, заводской № 12, госномер 5159 ГОЭ) и попала в аварию, получив вот такие повреждения:

-2

В момент столкновения опытный ГАЗ-3302 стоял на месте, а в переднюю левую сторону его кабины с совсем малым перекрытием «приехала» на остаточной скорости 25-30 км/ч шальная «Волга» ГАЗ-3102. Как видно, в результате аварии «полуторка» пострадала некритично, но повреждений набралось много. Из того, что не очевидно по фото – помят нижний усилитель облицовки, разрушены радиатор и вентилятор, съехавшим крылом деформирована водительская дверь.

-3

А вот фотография этой машины с открытым капотом. В моторном отсеке хорошо виден 16-клапанный двигатель ЗМЗ-4061, который на тот момент тоже только-только начинал производиться опытными сериями (данный образец – с заводским № 740). А еще – судя по всему, электрический подогреватель охлаждающей жидкости для облегчения холодного пуска, работающий от внешней 220-вольтовой розетки. Вот более крупная картинка с этим узлом:

-4

Испытания, конечно, пришлось приостанавливать. Но поскольку критически важные узлы и агрегаты не были повреждены, аварийный образец был восстановлен и допущен к продолжению испытаний. Правда, сами испытания теперь растянулись на лишний квартал и завершились только в марте 1993 года.

ВОТ ЗДЕСЬ можно принять участие в конкурсе канала "МАШИНА" на знание истории отечественного автопрома. Победителю приз!