Во время наших путешествий мы всегда обращаем внимание на интересные памятники. Тем более, что в последние годы открыто много новых скульптурных композиций, посвященных различным историческим событиям и выдающимся личностям. Но, к сожалению, иногда на памятниках, стендах или информационных плакатах встречаются нелепые ошибки. Бывают ошибки орфографические. Например, на стенде в Петродворце неправильно написали фамилию поэтессы Ольги Берггольц.
Но ошибки в тексте на стенде можно легко и быстро исправить, а вот ошибки на памятниках приходится в буквальном смысле "вырубать топором" или изменять сам памятник.
Например, в эстонской Нарве, где мы часто бываем, 7 января 2016 года был открыт памятник легендарному эстонскому гроссмейстеру Паулю Кересу.
На монументе запечатлен фрагмент партии шахматиста на его последнем в жизни турнире в Канаде против Уолтера Брауна. Однако Керес ошибочно представлен на памятнике в проигрышной позиции с белыми шахматными фигурами. На самом деле эстонский гроссмейстер последнюю партию в своей жизни выиграл в 1975 году, играя против Брауна фигурами черного цвета. По информации нарвских СМИ, создание памятника обошлось примерно в 100 000 евро. Автором монумента является скульптор Айвар Симсон.
Правда, в 2017 году, когда мы были в Нарве в следующий раз, Кереса уже "пересадили" за шахматный стол с правильной стороны.
А вот автор скульптурной композиции "Петербург в миниатюре"
и "Зодчие" в Александровском парке Санкт-Петербурга Александр Таратынов изобразил вместо архитектора Тома де Томона шотландского химика Томаса Томсона. И семь лет этой неточности никто не замечал!
Как выяснилось, Таратынов взял изображение химика из статьи в "Википедии". По словам скульптора, он не обращался к историками и поверил, что интернет выдал ему верную информацию.
Впоследствии скульптор оправдывался:
"На моей скульптуре не написано, что это Тома де Томон! И ее можно представить как собирательный образ архитектора того времени. Ко мне еще не обращались с вопросом замены скульптуры", - сказал Таратынов в интервью "Интерфаксу".
А на самом деле достоверных портретов Тома де Томона не сохранилось; в литературе есть упоминания, что во время пребывания архитектора в Вене, его портрет пастелью был нарисован французской художницей Элизабет Виже-Лебрен. Но наиболее вероятным считается изображение Тома де Томона неизвестным художником в 1810 году.
Ещё одну нелепую ошибку совершил скульптор Салават Щербаков, автор установленного в Москве памятника выдающемуся конструктору оружия Михаилу Калашникову.
На открытом 19 сентября 2017 в Москве памятнике конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову заметили элемент, напоминающий чертеж немецкой штурмовой винтовки StG 44, разработанной в 1944 году и стоявшей на вооружении вермахта и СС. Внимание на эту деталь обратил военный историк Юрий Пашолок, опубликовавший фотографию части памятника и взрыв-схему StG 44 на своих страницах в соцсетях.
По материалам сайта " Интерфакс"
Но эта ошибка хотя бы сослужила добрую службу: она окончательно развеяла миф о заимствовании идеи автомата АК-47 у иностранцев. По мнению директора Российского военно-исторического общества Владислава Кононова, «благодаря распространенной информации о допущенной ошибке, видно, что это совершенно разное оружие». Впоследствии эта ошибка была устранена.
Но всех "превзошли" скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Юрий Григорьев. На их памятнике Кириллу и Мефодию, открытому 24 мая 1992 года, в День славянской письменности и культуры (!), в слове "Россия" допущены сразу две ошибки! Памятник установлен в Москве на Славянской площади.
Справедливо сказано: что написано пером, того не вырубишь топором!
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте про памятники ещё:
- Памятник, который появился по "недосмотру начальства", а стал известен на весь мир