Если вы начали читать эту статью, значит скоро спектакль. Да, поставить спектакль не так просто, но вполне возможно, да даже, если вы совсем начинающий режиссер. Не так важно, где вы работаете: в ДК, в детской студии, в университете или в театре - я разложу все по полочкам, вернее по пунктам. Понятно, что везде есть своя специфика, но есть простые истины, которые остаются неизменными. Попробую изложить все максимально лаконично. Представим, что вы уже выбрали пьесу, распределили роли, что дальше?
1. Работа с текстом
Многие режиссеры слишком торопятся выводить актеров на сцену - очень важно поработать с текстом. Что предполагает работа с текстом - режиссерский анализ пьесы и читку. Режиссерский анализ кратко - определяем ведущее предлагаемое обстоятельство, исходное событие, центральное событие, сверхзадачу, сквозное действие, конфликт, событийно-действенный ряд, жанр спектакля, задачи героев, их мотивацию, препятствие, прописываем примерные декорации (которые вы раз 200 поменяете) и примерное музыкальное оформление, чисто, чтобы было легче душе стало. Обычно задача, мотивация, препятствие персонажа обсуждаются вместе с актёром Сейчас я не буду останавливаться на действенном анализе пьесы, для ознакомления можно обратиться к М. Кнебель "О действенной анализе пьесы", оставляю ссылочку biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/o_destv_analize.doc . Не благодарите!
Читка. Почему она так важна? Во-первых, чтобы все наверняка прочитали пьесу. Конечно, круто, если вы работаете с осознанным артистами, но и артисты бывают разные, и обстоятельства - тоже. Во-вторых, во время читки в некоторой степени корректируется текст - сокращение текста и работа с фразами. Часто актёру не хватает какого-то слова, чтобы реплика звучала органично. Например, не может он сказать просто: " А ты б не приходил ", ему нужно именно " А не приходил бы ты". Не даётся ему первая реплика и всё - такое бывает. Это не говорит о том, что весь текст так корректируется - только отдельные случаи. .
В отдельных случаях прописывается внутренний монолог (подтекст) реплики.
Работа над текстом - важнейшая часть постановки спектакля, поэтому не стоит пренебрегать этим моментом.
2. Этюды
Это уже работа на сцене. Актёры исполняют этюды по пьесе. Этюды нужны для того, чтобы выстроить конфликт, научиться следовать задаче, раскрепоститься и "отпустить" текст - очень сложно репетировать, когда он держит. Если у вас есть время приличное до премьеры, можно даже начать с немых этюдов - вот, где рождается действие.
3. Работа с материалом
Ура! Вот теперь мы играем по пьесе! Берём сцену, снова определяем в ней задачи каждого героя, строим мизансцены. Как раз в процессе этих работ и подбирается музыка, декорации, поэтому нет необходимости мучить свою голову ими на начальном этапе.
Самое важное, не забудьте научить своих актёров играть, когда нет текста. Когда начинается работа по тексту пьесы, всплывает такая проблема: видно, что один просто ждёт, когда договорит второй. Даже, когда у одного из актеров в данный момент нет реплики, важно, чтобы он оставался Акакием Акакиевичем, а не думал выключил ли утюг.
Тренинги и печеньки
Не забывайте в процессе работы проводить небольшие тренинги: как по сценической речи, так и по мастерству актёра. Это такой разогрев перед большим забегом, чтобы ничего не повредить себе.
Чай и печеньки - важно. Вы, конечно, серьёзный режиссёр, но очень важно создавать теплую атмосферу, да и репетиция отнимает очень много сил. Всегда круто отдохнуть за чашечкой чая. Эфрос очень трепетно относился к репетициям и говорил, что можно сказать что-то неприятное актёру, и, если даже спектакль "взлетит", человек все равно сохранит обиду. Быть злым иногда можно, но не переборщите. Вас должны уважать, а не бояться. Вообще меньше думайте о себе, о том, как к вам относится труппа. Главное - спектакль, который вы ставите вместе. Вы собрались из-за спектакля - важно!
Вдохновения тебе, серьёзный режиссёр!