В предыдущей статье я рассказала про понятие «ценз оседлости» и какое значение он имеет при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Сегодня мы рассмотрим остальные условиях, необходимых для постановки на очередь по улучшению жилищных условий на общих основаниях.
И так, согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение предоставляется при соблюдении двух условий:
1. Малоимущность
2. Нуждаемость
Что включают в себя эти понятия?
Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений определение уровня обеспеченности осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Кроме того, если гражданином совершены действия по отчуждению жилой площади, смене места жительства, или иное намеренное ухудшение своих жилищных условий, то такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 ЖК РФ).
Критерии малоимущности и нуждаемости в жилой площади Жилищный кодекс РФ не определяет, этот вопрос каждый субъект РФ решает самостоятельно.
Так, Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
Этим же Законом утверждена Методика определения ежемесячного дохода, приходящийся на каждого члена семьи и Методика определения стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества.
При определении ежемесячного дохода, приходящийся на каждого члена семьи, учитываются все сведений о доходах членов семьи за двенадцать последних календарных месяцев (кроме государственной социальной помощи, единовременных страховых выплат, а также ежемесячных сумм, связанных с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Также из дохода исключается сумма уплаченных алиментов.)
Ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи.
Правительство Санкт-Петербурга утверждает величину прожиточного минимума на душу населения. На сегодняшний день соответствии с постановлением от 05.06.2020 № 375 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за I квартал 2020 года" величина прожиточного минимума составляет:
в расчете на душу населения - 11561 руб. 90 коп.;
для трудоспособного населения - 12690 руб. 30 коп.;
для пенсионеров - 9381 руб. 20 коп.;
для детей - 11272 руб. 50 коп.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
И так, подводя итог вышесказанному резюмируем, что для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо совокупность следующих:
· проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;
· обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы: 9 кв. м для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 кв. м для проживающих в коммунальных квартирах;
· доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения;
· стоимость налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности (жилые помещения, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; земельные участки; транспортные средства), не должна превышать десятикратной среднерыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
Не требуется предоставления сведений о доходах и стоимости налогооблагаемого имущества следующим категориям граждан:
· гражданам, имеющим трех или более несовершеннолетних детей;
· ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий;
· инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
· Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы и совместно проживающим с ними членам их семей;
· гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2017 № 536-р утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
В следующей статье я расскажу о случаях, при которых возможно встать на очередь по улучшению жилищных условий вне зависимости от малоимущности и нуждаемости в улучшении жилищных условий.