В полуверсте от одной деревне находилась небольшая мельница, которую содержал крестьянин Андрей Михайлович. О нём ходила молва, какой редко сыскать, что Михалыч колдун, но колдун добродетельный, зла никому не делал, старик был добрый, умный, весёлый и набожный, и слово " черт" им никогда не употреблялось.
Михалыч сам рассказывал, как его дураки произвели в колдуны.
Лет пять назад, был в нашей деревне парень. Здоровый и бойкий, и вот приезжает он на мельницу молоть рожь. Летом на мельнице вообще работы мало, вот я и ходил обедать и ужинать домой в деревню. Было дело к вечеру, я и говорю: - послушай Ваня пойду я ужинать в деревню, побудь здесь пока. - Хорошо- говорит, я ему отвечаю
- А не боишься ты остаться на мельнице один ?
- Кого я буду на мельнице бояться, ко мне хоть сам чёрт приходи, я ему рёбра переломаю.
Мне это не понравилось... ну думаю, постой, проучу я тебя. - Хорошо, говорю. Запирай только дверь на крючок.
Потом я вместо деревни обошел кругом, да под колесами пробрался под мельницу, лицо вымазал грязью, на голову отдел вершу, что из прутьев плетутся и полез в творила, где колёса мажут и лезу помаленьку.
Иван заслышав шорох, отступил шага два назад и стал креститься, а я вдруг высунулся до половины и рожу ещё такую скорчил, что Иван не выдержал и со всех ног бросился в дверь! Снёс ее с крючка и без оглядки удрал в деревню, кричал я ему, да у него только пятки мелькали.
А потом другой случай был, через дня три является ко мне старуха и падает в ноги, говорит помоги сына моего испортили. Вчера после полудня вез он сено, жара была страшная, и вот возле дороги идет девка с водой, он попросил у неё напиться, напившийся сын мой сказал спасибо, а девка ему отвечает при случае меня припомни, и только он отъехал метров десять, вдруг ему под сердце подступило, едва мог лошадь отпрячь и прямо на печь. Сы собрались ужинать, а он всё не идёт, утром от еды отказался...
Сделай милость, помоги!
И опять в ноги ко мне рухнула. Я всю думал, думал, чем помогу, а потом думаю... постой... дам ей земляничного листа, я сам его потребляю когда занеможется. Возьмёшь, поставишь самоварчик, обольешь лист кипятком и чашек 10 выпьешь, и стаканчиком винца запьешь, наденешь тулуп да на печь, при тебя прошебет, встанешь как новенький.
Погоди, говорю, я тебе сейчас травки вынесу. Вынес пучка 2 и рассказал, что с ней нужно делать. Гляжу на другой день она опять ко мне приходит, говорю что такое опять сыном плохо?
Да нет говорит, поехал на покос уже. И деньги мне суёт. А я говорю, что ты бог с тобой, куда мне.
Возьми, да возьми, говорит. Злость меня взяла. Я говорю, отдай иди в церковь, она послушалась и ушла.
И после этого начал я замечать, что как завидят только меня, все кланяются еще издали, что это думаю, за чудеса такие. Сперва я всё тоже травку давал, почти всё отдал, ничего, все выздоравливают. А ко мне уже и ворожить стали ходить. Рассердился я и пошел к священнику, и рассказал в чём дело, священник посмеялся и сказал: "ну, невольный колдун, терпи, ничего не поделаешь, народ не скоро переломишь, предоставь всё времени".