Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня, как и обещал, я начинаю серию публикаций, под общим названием «Ваганьково литературное». Конечно, все знают, что на Ваганьковском кладбище похоронены Сергей Есенин и Владимир Высоцкий. Возможно, кто-то вспомнит Василия Аксенова или Григория Горина. Наверняка можно вспомнить и ещё кого то.
Но в действительности литераторов на Ваганьковском погосте, за почти 250 лет его существования упокоилось несколько сотен, если не тысяч. Я хочу рассказать, о тех про кого мне удалось, что-то узнать. Это не всегда знаменитые авторы, но каждый по-своему интересен. Все биографии будут размещаться в алфавитном порядке.
Аделунг Юрий (Георгий) Николаевич (1945-1993)
Бард, автор нескольких десятков песен на собственные стихи. Настоящее имя Георгий.
Родился в Москве в апреле победного 1945 года. Происходил из старинного дворянского рода.
Один из его друзей, Владимир Чернавкин вспоминал:
В 1963 году, когда Юра поступил в институт, на первой лекции по химии с ним произошёл забавный случай: старенький профессор знакомился со списком студентов и споткнулся на фамилии Аделунг. Между ними произошёл следующий диалог.
– Аделунг, Вы знаете, что Ваша фамилия уникальная?
– Конечно знаю, — отвечал Юра.
– Между прочим, до первой мировой войны я знавал одного полковника, графа Аделунга, у него ещё сын пошёл по революционной дорожке.
– Так это были мои дед и отец!
Учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, из которого ушёл после третьего курса. Работал геологом, был известным альпинистом, неоднократно совершавшим сложные восхождения. Другим его экстремальным увлечением стало участие в походах на плотах.
Визитной карточкой Юрия Аделунга стала песня «Мы с тобой давно уже не те», которая вошла в репертуар популярного в начале нулевых годов бардовского проекта «Песни нашего века».
В последние годы жизни Юрий Николаевич работал промышленным альпинистом. Погиб при проведении высотных работ 6 января 1993 года. Похоронен на 25 участке Ваганьковского кладбища.
Аксёнов Василий Павлович (1932—2009)
Писатель, драматург, сценарист, которого называли классиком русской литературы ещё при жизни. Автор знаменитых романов "Ожог" (1975) "Остров Крым" (1979), "В поисках грустного бэби" (1987), романа-эпопеи "Московская сага" (1994). Стал одним из символов «оттепели» в СССР в 60-е годы. Номера журнала «Юность», в котором печатались его повести «Коллеги», «Звездный билет» и другие произведения передавались из рук в руки и зачитывались до дыр.
Родился в Казани, в номенклатурной семье. Отец Павел Васильевич Аксёнов (1899—1991) был председателем Казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома КПСС. Мать, Евгения Соломоновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем — заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». В 1937 году родители были арестованы, а Вася отправлен в детский дом для детей врагов народа. Через год брат отца добился разрешения взять мальчика в свою семью, где тот и воспитывался до1947 года, когда мать, переведенная на вольное поселение получила разрешение на приезд сына в Магадан. Встречу с Васей Евгения Гинзбург описала в книге «Крутой маршрут», увидевшей свет, только в конце 80-х.
В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск в загранплаванье ему так и не дали. В дальнейшем работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве.
С 1960 года Василий Аксёнов — профессиональный литератор.
Был одним из инициаторов издания на западе не подцензурного альманаха советской литературы «Метрополь», в котором в числе прочих авторов издавался В.С. Высоцкий.
В 1980 году Аксенов был приглашен в США для выступления с циклом лекций в американских университетах. Во время этой поездки был лишен советского гражданства. Жил с семьей в США и во Франции. В 1990 гражданство было возвращено. Книги Василия Аксенова начали выходить огромными тиражами.
Дружил с Высоцким еще с начала 60-х годов, когда тот был еще никому неизвестным, начинающим актером.
В 2007 году выпустил автобиографический роман, о шестидесятниках «Таинственная страсть» который, позже был экранизирован. Героями произведения стали сам Аксенов и его друзья Евтушенко, Рождественский, Окуджава, Ахмадулина, Вознесенский и, конечно же, Высоцкий.
Умер в 2009 году от инсульта. Похоронен на 25 участке Ваганьковского кладбища. Могила за колумбарием, если зайти за него слева, напротив стены открытого колумбария.
Вадим Баян (1880—1966)
Вадим Баян (настоящее имя Владимир Иванович Сидоров) русский поэт-футурист, писатель и драматург.
Родился в 1880 году семье агронома в селе Нововасильевка Бердянского уезда Таврической губернии.
После окончания реального училища в Мелитополе, служил конторщиком, в 1906 году переехал в Симферополь, где работал корректором в типографии.
Литературный дебют поэта Вадима Баяна состоялся в 1908 году, когда в симферопольской газете «Тавричанин» было напечатано его стихотворение «Два коня». В том же году в Мелитополе вышла его книга «Сжатая лента. Роман (в стихах). (1905—1908)».
В 1910 году в Петербурге слушал лекции по философии и естественным наукам на высших курсах Лесгафта. Затем напечатал на собственные средства в издательстве М. О. Вольфа книгу «Лирический поток. Лирионетты и баркароллы» (1914).
В 1914 году был организатором и частично финансировал цикл поэтических вечеров в различных городах Крыма, получивших громкое «Олимпиады российского футуризма», в которых принимали участие Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Игорь Северянин и другие.
Оставшись в Крыму во время революций 1917 года и гражданской войны, создал литературное объединение, помогал молодым поэтам, в том числе Борису Поплавскому.
В 1919 году издал книгу «Радио», где впервые была опубликована его космопоэма «Вселенная на плахе» ставшая пожалуй самым известным его произведением.
С 1922 года жил в Москве, писал для художественной самодеятельности, сочинял для молодёжи образцы новых «советских обрядов» — вечеринок с играми и танцами, свадеб. В издательстве молодая гвардия» вышел сборник этих сценариев называвшийся «Кумачовые гулянки».
В конце 20-храссорился с Маяковским, которого прежде боготворил и называл не иначе «Маяк мира Маяковский».
В 1928 году Маяковский в своей пьесе «Клоп» вывел образ писателя-приспособленца Олега Баяна.
Оскорбленный этой выходкой своего кумира Баян-Сидоров опубликовал в «Литературной газете» «Открытое письмо Маяковскому», от которого то впрочем пренебрежительно отмахнулся.
В 1930-е годы Вадим Баян отошёл от поэзии, писал одноактные пьесы, политические скетчи, конферанс. Сохранились его неопубликованная драма в пяти действиях «Пушкин» и большой роман о людях советской провинции «Ольга Кораблёва».
Зарабатывал на жизнь в основном тем, что выступал в различных клубах, библиотеках, красных уголках с воспоминаниями «Маяковский в первой олимпиаде футуристов».
Скончался в Москве в 1966 году, похоронен на Ваганьковском кладбище, участок №13.
Богомолов Владимир Осипович (1924-2003)
Советский и российский писатель, сценарист. Автор романа «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»). Фамилия при рождении Войтинский.
Родился 3 июля 1924 года в деревне Кирилловка Московской губернии.
До 1948 года носил фамилию Войтинский, затем до 1953 года носил фамилию Богомолец, далее стал Богомоловым.
В 1938 году окончил семь классов Московской средней школы № 71 уехал на заработки в Крым.
В мае 1941 года вернулся в Москву. Сразу же после начала Великой Отечественной войны пошёл записываться добровольцем.
Был зачислен в Московский противопожарный полк МПВО в Филях, а затем был направлен в полковую школу младших командиров одной из воздушно-десантных бригад.
В конце октября-ноябре 1941 года попал на Калининский фронт под Москвой.
В апреле 1942 года был тяжело ранен.
22 июня 1943 года был направлен старшим команды в Ижевск Удмуртской АССР, в эвакуированное туда Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище (ЛКАТУ).
С конца 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Участвовал в Кировоградской наступательной операции. 12 января 1944 года вторично ранен, лежал в госпитале. 8 февраля 1944 года Армавирским ВПП направлен в 15-й ЗСП (15 запасная стрелковая дивизия) в город Сталинград. В 15-м ЗСП присвоено звание старшина. Далее проходил переведён в 8-й гвардейский механизированный Прикарпатско-Берлинский Краснознаменный ордена Суворова корпус. Участвовал в освобождении Белоруссии, в частности, города Гродно, в составе 95-й СД 3-го формирования. После освобождения Минска до сентября 1944 года в подчинении Разведуправления / Управления Контрразведки Штаба 3-го Белорусского фронта и соединениях 2-го Белорусских фронтов. Награждён Орденом Отечественной войны I степени за бои июня-июля 1944 года по освобождению Белоруссии. В сентябре 1944 года переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвовал в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.
С августа 1945 года переведен на Дальний восток.
Служил в Манчжурии, на Чукотке, затем направлен на Качатку где служил в отделе по борьбе с бандитизмом.
С начала 50-х годов служил в аналитическом отделе ГРУ по американской оккупационной зоне в Западном Берлине. Капитан Разведуправления Штаба ГСВГ.
В Германии был арестован, попал во внутреннюю тюрьму МГБ во Львове,но через несколько месяцев был освобожден.
По решению Военной прокуратуры срок пребывания в тюрьме зачтен в офицерский стаж.
Комиссован как инвалид войны II группы.
Вернувшись в Москву экстерном сдал экзамены за курс средней школы и поступил в МГУ.
Тогда же начал писать. В 1957 году впервые была опубликована его повесть «Иван», которую в 1962 году экранизировал Андрей Тарковский, назвав фильм «Иваново детство».
И повесть и фильм получили мировое признание. При жизни автора «Иван» был переиздан 219 раз на 40 языках.
Также Богомолов стал автором серии рассказов - «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком» (1965), «Зося» (1963).
Но конечно главный успех и славу автору принес роман а «В августе сорок четвёртого» («Момент истины», 1973)
Только в СССР Роман переиздавался более 130 раз и был экранизирован в 2000 году.
Владимир Богомолов всю жизнь был чужд официальному признанию, и не участвовал ни в каких общественных организаций. Он, например, категорически отказался вступать в союз писателей.
В 2001 году награждён премией «Новой газеты» им. А. Синявского «За достойное творческое поведение в литературе», от вручения отказался.
В том же 2001 году Богомолову присуждена премия имени разведчика Николая Кузнецова, от денежного содержания премии в размере 3 тыс. долл. он отказался.
В 2003 году награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла».
Владимир Богомолов умер 30 декабря 2003 года от онкологического заболевания. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 25 за колумбарием).
На этом мои уважаемые читатели и подписчики, позвольте сегодня прерваться. Надеюсь, моя новая серия обзоров будет вам не менее интересна чем наши с вами «прогулки по Новодевичьему кладбищу» куда мы с вами обязательно вернемся.
А пока до свидания и до новых встреч.