Найти тему
КинООфилин

Впервые на экране - Франкенштейн

Кроме театра гран-гиньоль, жанр ужасов в кино черпал вдохновение из готической литературы. До некоторого времени эти два процесса шли параллельно. Так появлялись "высокие" ужасы. Они пытались акцентировать своё внимание на философских вопросах бытия и проводить гуманистические идеи. Такой стала первая экранизация знакового романа готической литературы "Франкенштейн" Мэри Шелли.

К 1910 году фирма Эдисона ещё не сдала позиций и не утратила влияния в мире кинематографа. Создатель плёнки получал процент от каждого вышедшего в США фильма. Дела на его студии шли весьма успешно. Приглашенные режиссёры снимали фильмы, которые составляли конкуренцию Патэ, Гомону и остальным. Одним из них был Джеймс Сирл-Доули. Обладая отличным чутьём и желанием работать, он лично продавливал идею того, что необходимо снимать более развёрнутые и длинные сюжетные ленты. После создания эпичной по тем временам ленты о победе английского флота над испанской армадой с использованием масштабных моделей и декораций ему была дана определённая свобода действий. Своей следующей работой режиссёр выбирает роман Шелли.

Съёмки заняли три дня и прошли на студии в Бронксе. Сюжет оригинала, как и обычно в то время, был основательно переписан. Молодой студент Франкенштейн уезжает учиться, пообещав невесте, что они поженятся, как только он постигнет тайны мироздания. Через несколько лет алхимик создаёт жизнь из элементов. Однако вместо идеального человека из котла творения появляется ужасный монстр. Он всюду преследует доктора. Даже когда Франкенштейн приезжает к невесте, тот находит его. В конце концов, монстр побеждён силой любви, поскольку любовь - это осязаемая величина, как скажет один бездарь спустя сто лет. Во всех рекламных проспектах отмечалось, что из сюжета были выкинуты все по-настоящему отталкивающие сцены и действо сосредоточенно на психологии. Конечно, в данной ситуации зритель имеет дело с иносказанием. Так, возвышенным человеческим чувствам и добродетелям противопоставляется расчётливый, холодный разум учёного, который готов пожертвовать всем ради цели, как в фильме Франкенштейн ради химерического монстра жертвует и своей жизнью, и судьбой своей невесты. Это подчёркивается и через образный видеоряд.

Кино - искусство объединяющее в себе все остальные. Неудивительно, что живопись стала одним из источников художественных кадров и основой многих фильмов. В этой ленте, например, цитируются картины Фюссли о кошмарах. Чтобы подчеркнуть, что борьба происходит именно внутри героя, в его душе, используется приём с отражением в зеркале. Тогда он произвёл на критиков и зрителей такое огромное впечатление, что теперь его можно встретить в каждом втором фильме ужасов. Также необходимо отметить эффектность кадров создания монстра. Сделанную на каркасе из проволоки куклу чудовища сожгли, а затем при монтаже пустили плёнку в обратную сторону. Таким образом создалась иллюзия того, что создание обрастает плотью. Этот приём также прочно осел в рядах самых применяемых спецэффектов кино. Сирл-Доули, к слову, даже объяснил в сценарии, почему огонь и дым опускаются вниз, притягиваются к монстру - это результат уплотнения времени, вызванного особыми магическими порошками. Огромную роль в успехе картины сыграл Чарльз Огл, исполнитель роли чудовища. Как и последующие актёры-монстры, вплоть до тридцатых годов, он сам разработал костюм, нанёс грим и продумал пластику движений. Весьма крупный мужчина даже сгорбившись не был ниже главного героя, а огромная мешковина вместо одежды лишь подчёркивала габариты злобного супер-эго Франкенштейна. Выпуская фильм в прокат, режиссёр снабдил любимое детище специальной карточкой с подсказками для звукового сопровождения картины. Такое случилось впервые, но впоследствии стало распространённой практикой. А после уже пришла эра приглашённых композиторов, которые писали звуковую дорожку для фильма и с копией рассылались ноты. Безусловно, "Франкенштейн" 1910 года - прекрасный фильм, который внёс огромный вклад в кинематограф ужаса. Однако нелишним будет упомянуть о втором появлении в этом десятилетии мотивов Франкенштейна на экране.

В 1915 году выходит лента "Жизнь без души" Джозефа Смайли. Лента ещё более "по мотивам", чем картина Сирл-Доули. Полотно длиной 70 минут, действие в котором разворачивалось в субтропиках Флориды, пустынях Аризоны, впечатляющих горных хребтах Джорджии, каньонах Колорадо, на палубах шхуны и лайнера, а также демонстрирует лучшие салоны Нью-Йорка. Лента поднимает темы, ещё никогда не охватывавшиеся кинематографом, и является последним словом драматичного экшена. Как нетрудно догадаться, это реклама. Неслабо для старины Франкенштейна родом из 19 века. Что же там происходило? После серии экспериментов учёный Виктор Фроули создаёт эссенцию способную дать жизнь и собирается использовать её дабы создать супер-человека. Однако перед этим решает отдохнуть и засыпает за чтением "Франкенштена" . Далее мы видим его сон. Студент Виктор создаёт из глины супер-человека и вводит ему сыворотку жизни. Испугавшись ожившего создания, горе-изобретатель сбегает домой. После странствий по городу монстр находит Фроули и требует создать себе женщину. Получив отказ, создание убивает младшую сестру Виктора и шантажирует того убийством всех, кто ему дорог. Вновь испугавшись, современный Прометей поддаётся и уже готов оживить женщину, но понимает, что потомство таких созданий сотрёт человечество и заселит Землю заново, уничтожает сыворотку жизни. Разъярённый монстр в ответ убивает невесту Фроули и жаждет уничтожить его самого. Вот тут начинаются разночтения. Может, в результате погонь по вышеперечисленным рекламным местам, убив Виктора, сам монстр захотел уйти в последнее приключение, а может, в каньоне Колорадо чудовище и учёного завалило обломками от взрыва. Версии разнятся. Точно известно только то, что проснувшись, главный герой в ужасе уничтожает своё открытие и клянётся больше никогда не касаться тайн природы.

Помимо закрученного сюжета и явного обилия динамичных сцен, смертей и эротизма, фильм интересен тем, что актёр Перси Стэндинг играл чудовище без грима, если не считать за него замазанные соски и пупок. Также, по-видимому, этот фильм был слишком дорогим для студии Океан и та недолго протянула после выхода, закрывшись в 1916 году. Двадцать лет назад в сети появилась настолько подробная рецензия на фильм, будто человек написавший её лично смотрел ленту. Хотя она и противоречит некоторым сохранившимся данным, написана весьма убедительно. Может быть, это просто розыгрыш, а может, действительно есть надежда когда-нибудь увидеть картину в первозданном виде.

Такими были две первые экранизации истории про Франкенштейна и его монстра. Кино развивается стремительно, и 5 лет разницы для него будто сто - для литературы. В дальнейшем, темпы развития, разумеется, упадут, но уже через 15 лет на экраны выйдет живая классика "Франкенштейн" 1931 года. Но это другая история.

З.Ы. Новые статьи выходят каждый день. Впереди множество фильмов, на пути к настоящему, но это не значит, что не будет прыжков во времени. Аппарат Уэллса прекрасно работает.

На заре кинематографа:

1. Самый первый фильм ужасов

2. Фильмы ужасов 19-го века

Жорж Мельес и его фильмы в жанре ужасов:

3. Первые фильмы ужасов Мельеса

4. Стереофильмы-ужасы в 1903 году

5. Первые фильмы ужасов - экранизации

6. Последние фильмы ужасов Мельеса

Сегундо де Шомон:

7. Первый специалист по спецэффектам