Найти в Дзене
Loud Space

Частные компании готовятся к платным полетам в космос

Оглавление

30 мая 2020 года миллионы американцев наблюдали, как SpaceX Crew Dragon запускает астронавтов NASA на Международную космическую станцию. Эта миссия ознаменовала два важных события: во-первых, возвращение возможности запуска пилотируемых космических полетов из Соединенных Штатов. Во-вторых, он успешно продемонстрировал возможности частного сектора по созданию и эксплуатации ракеты-носителя для пилотируемых космических полетов.

Virgin Galactic
Virgin Galactic

Хотя SpaceX может быть первой частной космической компанией, добившейся этого, она не единственная. Starliner компании Boeing и капсула Orion от Lockheed также разрабатываются для программы NASA по коммерческим экипажам, и начата подготовка к безопасным операциям на космическом корабле.

Как аэрокосмический юрист, работающий и преподающий в области законодательства и политики пилотируемых космических полетов более десяти лет, я профессионально и лично ценю современные технологии космических полетов и разработки космонавтов.

Для многих запуск Crew Dragon ознаменовал начало новой эры коммерческого доступа в космос и частных полетов человека в космос. Однако с учетом логистических требований и требований к месту назначения на околоземной орбите или за ее пределами, начало крупномасштабных частных полетов человека в космос с большей вероятностью произойдет на суборбитальном космическом рынке.

Суборбитальный полет, в отличие от недавнего орбитального полета SpaceX, представляет собой короткий космический полет, который не может завершить один полный оборот вокруг Земли. То есть вы запускаете свой космический аппарат к краю космоса и сразу же возвращаетесь вниз.

Virgin Galactic постепенно приближается к статусу оператора коммерческих суборбитальных запусков, успешно завершив испытательные полеты с экипажем в феврале 2019 года. На самом деле, прогнозируется запуск суборбитальной ракеты с воздушным запуском SpaceShipTwo от Virgin Galactic и космической капсулы New Shepard от Blue Origin, в этом году начать суборбитальные полеты как для космических туристов, так и для научных исследований.

Каждый суборбитальный полет представляет собой уникальный опыт космического полета, траекторию и набор нормативных требований.

В то время как промышленность продолжает тестировать и совершенствовать технологии и операции, Федеральное управление гражданской авиации, которое регулирует запуск, возвращение и космодромы для коммерческих космических полетов США, также трансформируется для удовлетворения потребностей развивающейся частной космической отрасли.

Что нужно знать перед полетом в космос

Космические полеты считаются опасным по своей сути занятием. Хотя некоторые опасности космических полетов и космической среды, такие как перегрузки, радиация, вибрация и микрогравитация, хорошо задокументированы, многие риски остаются неизвестными. Объем физиологических рисков охватывает предполетные, полетные и послеполетные операции и действия.

-2

Правила FAA также сосредоточены на безопасности и защите населения на земле, а не гражданских пассажиров, которых называют участниками космического полета. Сюда входят все, кто не является экипажем или правительственным астронавтом на космическом корабле.

В результате правила устанавливают минимальные требования в отношении состояния здоровья и подготовки космических туристов, а также информированного согласия и отказа от ответственности для защиты оператора запуска.

Так что потенциальные участники космоса идут на большой риск.

Медицинские критерии

Не существует стандартизированных медицинских критериев для проверки или отбора участников космических полетов. В отличие от летного экипажа, которому требуется медицинское свидетельство пилота класса II, для космических туристов нет аналогичных требований о пригодности к полетам. В тех случаях, когда в законе ничего не говорится или его нет, в Рекомендациях ФАУ по обеспечению безопасности пассажиров в космических полетах можно найти общие рекомендации.

Здесь FAA рекомендует участнику космического полета получить медицинскую консультацию в течение 12 месяцев после полета у врача, прошедшего подготовку или знакомого с аэрокосмической медициной. Поскольку это не является юридическим требованием, в конечном итоге оператор запуска должен будет определить критерии пригодности к полету и запрета на запуск для уже существующих условий.

У Virgin Galactic, например, есть несколько ограничений: нет верхнего возрастного ограничения, а ограничение по весу только в том, что касается практических требований к космическому аппарату.

Что касается рисков, связанных с радиацией, FAA пытается снизить облучение членов экипажа. Но он считает, что радиационные риски космического туриста, совершающего одну суборбитальную прогулку, незначительны.

Подготовка

Аналогично тому, как авиакомпании предоставляют информацию о безопасности перед полетом, операторы запуска должны инструктировать космических туристов о том, как реагировать на чрезвычайные ситуации, включая задымление, пожар, потерю давления в кабине и аварийный выход.

Это минимальное требование, и каждый оператор запуска определяет свой протокол обучения. Virgin Galactic, например, предлагает трехдневный тренинг с акцентом на снаряжение участников, связь и функции, а также кабину космического корабля.

Летный экипаж, напротив, должен быть обучен и квалифицирован, чтобы выполнять свои критические функции и выдерживать давление космических полетов. Однако орбитальные или длительные космические полеты, вероятно, потребуют более строгих протоколов обучения коммерческой отрасли, чем для суборбитальных полетов.

Информированное согласие

FAA установило возрастной ценз для гражданских участников - 18 лет.

Это необходимо для того, чтобы участник мог дать информированное согласие. Кроме того, правила требуют, чтобы оператор запуска информировал экипажи и участников о том, что правительство США не сертифицирует космический полет и космический аппарат как безопасные для человека.

Оператор запуска должен также письменно проинформировать участников о рисках запуска и повторного входа, о безопасности транспортного средства и о том, что как известные, так и неизвестные космические опасности и риски могут привести к серьезным травмам, частичной или полной физической или умственной инвалидности.

Отказ от ответственности

Участник космического полета также должен подписать взаимный отказ от ответственности с оператором коммерческого запуска и соглашение о возмещении убытков с федеральным правительством.

Однако участники не подписывают отказ от прав с другими участниками. Это означает, что в случае аварии участники космического полета могут подать в суд друг на друга, но, как правило, не на оператора запуска или правительство.

Чтобы обезопасить себя, желательно оформить страховку. Несколько компаний, в том числе AXA XL и Allianz, начинают предлагать гражданским лицам страхование гражданской ответственности за участие в космических полетах.

Космическая индустрия ожидает, что многие люди могут захотеть отправиться в космос в ближайшем будущем, и частные космические полеты рекламируются как следующий опыт эскапизма и научных исследований.

Но опасный характер космических полетов также требует критического понимания рисков и неопределенностей, связанных с полетами человека в космос. Отрасль все еще находится в зачаточном состоянии, а передовые методы и правила для пилотируемых космических полетов все еще развиваются.

Автор статьи: Сара М. Лэнгстон, доцент кафедры космических полетов, Авиационный университет Эмбри-Риддла.

Перевод статьи выполнен по лицензии Creative Commons. Оригинал статьи The Conversation.