Весь 2000 год Аморфис ездят по миру, дают концерты и одно интервью, по которому видно, что группа очень знаменита, но бедна: альбомы продаются плохо, но у них уже куча колонников и поклонниц (интервью называется «фигня, мы рок-старз»). С этого интервью также понятно, что у Паси Коскинена начинаются проблемы с алкоголем, которые в дальнейшем и фактически погубят его. Паси Коскинен окончательно вживается в коллектив, а Томи Койвусаари становится и вовсе одним из лучшим друзей.
2001 год- это время наивкуснейшего урожая в творчестве Коскинена: его расцвет, зенит и всеобщее признание. Это год, когда внутренний мир музыканта выплеснулся одновременно тремя (!) шикарными альбомами в тяжелой музыке и все в разных жанрах и исполнены тремя видами вокала (чистый, гроулинг, скриминг)- и более того, некоторые песни из этих творений станут и вовсе классикой как для поклонников финской тяжелой музыки, так и для фанатов metala в целом. Где еще можно встретить подобное?
В 2001 году Аморфис выпускает Am Universum- прямое продолжение doom- gothic- progressiv Tuonela. Мы не увидим здесь экспериментов- стало меньше саксофона, его место занимает электроника и усилившиеся гитары, а также делается еще бОльший акцент на вокале. Также здесь мы вообще не услышим гроулинга. Паси Коскинен пишет всю лирику, сосредоточившись не на финской истории, как это было до 1999, а на своих личных переживаниях и мыслях. Поэтому у него большая часть песен об одиночестве, смерти, небе, сатане, духах и т.д. Альбом получился хорошим, смелым для своего времени и заходит с первого раза. Клип Alone получился шикарным и занятным.
В этом же году Паси выпускает невероятно взрывной альбом своего проекта- ajattara. Itse- это жесткий dark-black метал с жутким скримингом, изредка приправленный чистым вокалом. С этого альбома начинается "вторичная самореализация" Коскинена- в стиле кардинального отличного от слащавого аморфис- брутального, мрачного, загадачного и таинственного финского леса. Если не знать, что за микрофоном стоит Коскинен- то никогда не догадаешься что Goddess и Verivalta исполняет один и тот же человек. Альбом вышел на финском языке и собрал массу положительных отзывов, а также быстро распространился за территорией Финляндии. Кардинально отличающаяся от Аморфис музыка- жесткая, брутальная, «мужицкая», грубая, но завораживающая, ритмичная, агрессивная, таинственно- мрачная. В общем, не хватит прилагательных и наречий, чтобы ее описать. Лирика, клавишные, гитары, вокал- все легло на плечи Коскинена. Стоит отдать должное- вплоть до 2006 года Томи Койвусаари- вокалист Аморфис- 1991- 1997, ритм- гитарист будет помогать Паси с гитарами и даже выступать почти на всех концертах Ajattara. На фоне мягкого, можно сказать «женского» аморфиса 1999-2003, Itse получился мегабрутальным альбомом, который записали всего три человека. Тематика здесь- история, духи, лес, мистика, сатана.
В 2001 же году Паси становится вокалистом финской funeral doom группы Shape of Despair и группа с его участием записывает великолепный Angels of Distress. отсюда берет начало его "третичная самореализация" как рык вечного страдания в пустоте. Эта практически похоронная музыка отлично сочетается с гроулингом Паси Коскинена и никоем образом ни похожа ни на ajattara ни тем более на Аморфис. Если вам кажется, что в вашей жизни все плохо, единственным выходом кажется петля- то включите этот альбом и вы сразу увидите, что у кого то дела еще хуже. =)В составе этой группы Паси познакомился со своей будущей женой- Натали Сафросскин (впоследствии Коскинен), кстати уроженицей Санкт- Петербурга. Сам Паси будет неоднократно бывать в России и признаваться в любви к ней. По собранным мной данным, в 2009 Коскинен уже будет разведен, но в браке родятся 2 дочери, ради которых Паси делает все до сих пор. Такой получился семейный дуэт- Натали поет тонким голосом вместе со своим мужем, исполняющим мощным гроулом все композиции.
Понятно, что за 1999-2001 годы Паси пришлось изрядно потрудиться в работе над новым материалом, постоянные концерты в составе Аморфис+ устройство личной жизни, безмерное употребление алкоголя рано или поздно должно было измотать музыканта. А позже к этому добавятся еще и наркотики…..
В 2002 Эса Холопайнен, гитарист Аморфис, допускает роковую ошибку, когда в интервью говорит о том, что группа будет возвращаться к корням в следующей альбоме и сделает в Москве и Питере бомбическое шоу. Это оживило старых фанатов, которые отвернулись от Аморфис в 1999, и привлекло в ряды страждущих нового tales from …. Или что еще смешнее the karelian istmus. В 2002 году Аморфис приезжает в Москву и Санкт- Петербург и дает концерт, где Паси уже не только не танцует, он стоит столбом и ,исподлобья зыркая в зал, исполняет материал 2001 года и старые хиты. Единственные движения, которые он себе позволяет- вытянуть модельно ногу и гордо отойти попить. Всё. Собственно в этом и заключалось все это шоу, обещанное Холопайненом. Волосы стали длиннее, одежда чернее, вид мрачнее. Вся веселость, задор и удаль куда то ушли. Дух ajattara- дикий, необузданный, свободолюбивый уже проник в неустойчивую сущность Коскинена.
Но что показательно, в этом же году, в июле, в Туске (Финляндия) Аjattara впервые выступает вживую- и это выступление очень отличается от Аморфис. Там Паси беснуется, рычит, рявкает, прыгает- вобщем, постепенно входит в свое амплуа. Но границы морали пока не переходит.
А в 2003 году Аморфис выпускает такой «замечательный» и «популярный» альбом, что я его даже не могу найти в apple music и других потоковых сервисах- Far from the sun. Аморфис хотели в 2003 сделать резкий поворот наподобие 1999, но рулевая балка вылетела и группа со всего размаху вылетела из дороги успеха в валежник кризиса и застряла там до 2006 г. Коллектив даже выбрал для обложки молот тора- символ группы с 1991 по 1999, но как это ни удивительно, коллектив это не спасло. До 2003, по заявлению Коскинена, группу тяготило давление продюсера и ребята ушли на «вольные хлеба» к другому лейблу и без внешнего контроля записывают новый материал. Паси, как обычно, написал лирику, исполнил все чистым вокалом без гроулинга. Группа сделала мощный прыжок в сторону электроники и джаза, пыталась сыграть это все весело, но в итоге получился ошемломляющий удар в челюсть фанатам аморфиса 1991-1999 и вместе с этим обухом оптимизма по любителям готики и романтики (прощайте поклонники Tuonela и Am Universum). Вокал тоже изменился- он чуть ушел на задний план, стал не таким чистым и звонким как раньше, появился налет хрипотцы. Новых фанатов альбом так и не нашел и в сети даже появляются разговоры о распаде группы и прекращении всяческой ее деятельности. Это был самый настоящий кризис группы- но не Коскинена. Группа сама виновата, что отказалась от продюсеров, заявила о возвращении к корнями, почувствовала себя сильной- и итог вот он. Даже клип Evil Inside получился невнятным. Паси в интервью смело назовет музыку Аморфис фольклором 21 века, будет очень гордиться что группа самостоятельно спродюсировала альбом- а через год сбежит (или выгонят??) с Аморфис.
Параллельно с фиаско в Аморфис, в этом же году Ajattara выпускает второй альбом- kuolema, уже тщательнее вылизанный, записанный тем же составом. Чуть чище звук, тщательно проработанные мелодии, гораздо больше электро (и звук их очень похож на клавишные из shape of despair и Аморфис)=) . Томи Койвусаари продолжает активно помогать Паси записывать гитарные партии на всех песнях и снова мы видим шедевр. Впервые на песню haureus снимается клип. Этот альбом нельзя назвать самоплагиатом первого- это его продолжение или, можно сказать, вторая часть. Очень живо- агрессивный, мрачный и пугающе красивый- вот что такое kuolema-2003. Сколько я не ищу группы подобного звучания- густые гитары, ненавязчивая атмосфера, ритмичные барабаны и не могу найти. Альбом получился более чем достойным- а значит Паси еще мог писать и играть.=)
На этом заканчивается эра расцвета Коскинена как композитора, автора песен, музыканта- и с 2004 начнется медленное сползание в закат. Сначала незаметное, но чем дальше- тем страшнее и быстрее…..