Очередная случайная фотонаходка. Константин Устинович Черненко с женой и какими-то другими лицами на фоне фирменного поезда №3/4 «Кавказ» Кисловодск — Москва (по некоторым признакам можно предположить, что это 1974 год). Но сегодня поговорим не о будущем генеральном секретаре, а о поезде.
Маршрут от Москвы «на воды» возник очень давно. Во всяком случае в расписании 1961 года такой поезд под №3/4 уже есть (хотя в 1964 у него почему-то номер №9/10), но это все предшественники.
Совершенно точно можно сказать, что личное имя «Кавказ» и красные вагоны с металлическими накладными буквами появились с расписания 1967 года. Смотрелся он тогда эффектно.
Фото вроде бы 1977 года.
Шел харьковским ходом: Москва (Курский вокзал) — Харьков — Таганрог — Ростов-на-Дону — Кисловодск. Фото со станции Артемовск-II
В конце семидесятых(?) такую эффектную окраску он утерял и стал самым заурядным, советским, зеленым. О фешенебельности могли напоминать только светло-желтые полосы у окон.
К началу девяностых минераловодский ВЧД стал все свои вагоны окрашивать в характерный бежево-зеленый цвет и особенно приметен в то время был поезд «Осетия» (№33/34 Владикавказ — Москва) в данных цветах и с большими буквами ОСЕТИЯ по борту.
«Кавказ» букв не получил, но стал хорошо узнаваем по характерному скосу бежевой полосы к одной из дверей.
С 1996 года переведен на Воронежский ход Москва — Мичуринск — Воронеж — Ростов-на-Дону (в обход Украины) и поменял вокзал отправления в Москве. С Курского переехал на Павелецкий.
Парадокс, но время в пути тогда уменьшилось на два часа (с 36,5 часов до 34,5 часов), хотя километраж увеличился. Дело в том, что исчезли долгие остановки на новых границах.
Пожалуй, что это был второй «золотой век» поезда.
Общество сохранения облика и истории фирменных поездов имеет в своей коллекции остатки того великолепия. Маршрутная доска.
Посуда...
Расписание.
С 2000 года перемещен на Казанский вокзал.
Со 2 августа 2017 года — двухэтажный (поначалу один раз в три дня).
До сих пор ходит ежедневно.