Конспект - это отличный способ усвоения материала. С помощью правильного конспектирования ты можешь и запомнить интересную книгу, и лекцию преподавателя. Многим студентам сложно одновременно и записывать слова преподавателя, и запоминать озвучиваемый материал. Описанные ниже методы конспектирования помогут продуктивнее работать на лекциях, на уроках, а также в повседневных ситуациях при изучении любой информации, а дома не придется переписывать их по несколько раз, чтобы понять суть.
1. Метод конспектирования Корнелла
Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал гениальный способ!
Суть метода заключается в делении листа бумаги определенным образом и на нем ведем записи. В итоге получается, что информация разложена по полочкам.
Итак, делим лист бумаги на два столбика. Левый меньше, правый больше.
- Левый столбик - основные мысли.
- Правый столбик - пояснения.
Метод предполагает выделение основных тезисов и их анализ. Необходимо рассматривать свои заметки в качестве плана лекции или прочитанного материала, сосредоточиться на конспектировании только ключевых слов и моментов, так, чтобы успевать за лекцией или чтением.
Например, вместо того, чтобы записывать полностью предложение "В 1703 году Петр I основал Санкт-Петербург и приказал построить в нем первое здание, Петропавловскую крепость", можно записать кратко: "1703 - Петр I осн-л СПб и построил П/Павл. крепость".
Как пользоваться данным методом:
- записываем важные моменты лекции;
- делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
- подводим итоги и проводим анализ - делаем собственные выводы по теме;
- каждую тему записываем с новой страницы, чтобы не было путаницы.
2. Метод Билла Гейтса.
Данная технология конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом. Он во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.
В данном методе мы делим бумагу на четыре части:
- 1 часть: вопросы, которые возникают по ходу лекции;
- 2 часть: основные мысли преподавателя;
- 3 часть: краткие пометки и замечания;
- 4 часть: примеры.
Но в целом можно сделать столько частей, сколько захочется (и три, и пять). Главное, чтобы информация была распределена правильно и логично.
3. Метод предложений
Этот метод похож на обычный конспект, но тем не менее разница есть. Необходимо пытаться записать всё, что говорит преподаватель. Только теперь каждое предложение нужно начинать с новой строки и нумеровать по порядку.
В чем смысл этого метода? Дело в том, что такая структура поможет не запутаться в огромном пласте тексте и хоть как-то его структурирует. Также можно делать отсылки от одних предложений к другим через их порядковый номер (например, см. №3)
В данном методе не нужно лишний раз анализировать слова преподавателя, ты просто слушаешь и записываешь. А уже дома сможешь вникнуть в суть написанного и с легкостью разобраться в структуре.
4. Метод течения.
Суть этого метода заключается в том, чтобы записывать только основные тезисы от преподавателя, а дальше - свои мысли и комментарии на этот счет. Этот метод интересен и полезен тем, что в процессе прослушивания лекции ты сразу анализируешь слова преподавателя и формируешь свое мнение на заданную тему.
Однако минус такого метода в том, что такой конспект может сильно отличаться от исходных слов лектора. Так что после лекции лучше попросить у кого-то фотографию его конспекта на всякий случай. Вряд ли такой конспект получится применить на математике или других точных науках, но он хорошо подойдет, например, для литературы, психологии, философии.
5. Метод визуальных конспектов.
Этот метод является самым крутым и действенным среди всех возможных методов конспектирования! Визуальные конспекты позволяют создать визуальную карту того, что вы слышите, видите и думаете. Кроме того, визуальное конспектирование помогает сфокусировать внимание.
При визуальном конспектировании в ход идет всё: изображения предметов и ситуаций, стрелки, цитаты, подчеркивания, схемы и любые другие элементы. В результате взглянув на конспект, можно быстро вспомнить всё, о чем шла речь на лекции.
Один из самых популярных методов визуального конспектирования - это метод ментальных карт.
Метод ментальных карт
Суть метода в том, что основная мысль помещается в центр страницы и обводится в рамку. В разные стороны от рамки рисуем стрелочки, которые ведут к другим мыслям, связанным с основным тезисом. Для наглядности можно рисовать маленькие картинки. Таким образом, всё разбито по разделам, цветам и размерам.
Как пользоваться:
- записываем в центр листа основный тезис
- все сопутствующие мысли раскидываем по бумаге вокруг основной и соединяем стрелками.