Распад центральной власти вызвал временную балканизацию русского государства по признакам национальным, территориальным, историческим, псевдоисторическим, подчас случайным, обусловленным местным соотношением сил.
Центральная Рада, прикрываясь успокоительными фразами о нерушимости государственной связи с Россией и непризнании лишь правительственного режима ее, вела шовинистскую политику в отношении России и русских, делая заведомо невозможным сложение противобольшевистских сил. К тому же она была насыщенна русскими войсками Юго-западного и отчасти Румынского фронтов. На тот момент лишь 9 процентов населения Киева считали своим родным языком украинский.
Военное положение Украины представляло невероятный хаос. Петлюра Симон Васильевич, с мая 1918 года – председатель Всеукраинского войскового комитета Центральной Рады, приступил к демобилизации русских частей и к формированию «однородной украинской армии». Передвигались эшелоны войск украинских, большевицких, просто русских, ничьих, наконец, дезертиров. Все они имели одинаковую моральную и боевую ценность, не желали вести боевых действий, оседали в попутных городах и чинили погромы. Петлюра для внешнего престижа создал легенду о трех миллионах украинского войска; французы иллюзорно строили планы на создание нового Южного фронта.
Рада вместе с тем провела секретные переговоры о мире с центральными державами.
Взаимоотношения с Советской властью оставались совершенно неопределенными, и в первой половине декабря украинский секретариат предъявил Петрограду «ультимативный» запрос:
«Воюем мы или нет?»
Тем временем большевицкие банды красной гвардии медленно, но безостановочно распространяются по Украине. Чтобы по крайней мере прочно держать Киев, Петлюра стал привлекать русских офицеров в украинские части. Петлюра якобы был готов порвать с большевизмом Винниченки и с австрофильством Грушевского, утверждая, что «имеет только двух врагов – немцев и большевиков и только одного друга – Россию».
12 января Малая Рада опубликовала 4-й универсал, в силу которой «Украинская народная республика» становилась «самостоятельной, суверенной державой украинского народа». Суверенитет продолжался две недели. 16-го числа вспыхнуло большевицкое восстание. И когда к Киеву 26-го января подошли советские отряды Муравьева, город немедленно перешел в его руки. Рада, правительство и Петлюра бежали.
Как бы то ни было, 4-й универсал дал немцам официальный предлог признать Украинскую республику, Заключить с ней мир (27 января) и впоследствии приступить к фактической оккупации всего хлеборобного юга России.
Для Добровольческой армии и Дона обстановка, сложившаяся на Украине к январю 1918 года, оказалась крайне не благоприятной. Рада из чувства самосохранения не допускала прохода через украинскую территорию большевицких войск. Теперь же для большевиков открывались прямые пути на Дон, до крайности затруднялся приток пополнения в Добровольческую армию и военного снаряжения с Юго-западного фронта.
А.И. Деникин «Борьба генерала Корнилова».
Очерк военно-политического положения Северного Кавказа в начале 1918г.
Очерк военно-политического положения Закавказья в начале 1918г.
Очерк военно-политического положения в начале 1918г. Дона.