События, развернувшиеся в Беларуси после выборов президента, приковали к этой стране внимание всего мира. За неделю до выборов Николай Нелюбин попросил известного белорусского журналиста Виталия Цыганкова рассказать, чем живёт братская республика и что помогает оппозиционному женскому трио собирать небывалые митинги поддержки.
Виталий, до голосования остаётся несколько дней. Вы помните настроения накануне предыдущих пяти выборов с участием Лукашенко (выборы на которых выигрывал действующий президент проходили в 1994, 2001, 2005, 2010 и 2015 годах — прим. НП)? В чём разница с сегодняшним днём?
— Каждая история особенная, имеет свою специфику. Но в целом, в чём согласны все наблюдатели, чем отличаются эти выборы — действительно изменились общественные настроения за последние полгода-год. Например, если в 2015 году мало кто верил, что можно изменить ситуацию, то сейчас гораздо больше белорусов считают, что эти выборы могут принести перемены. И гораздо больше белорусов верят в то, что можно сменить власть.
Главный девиз этих выборов у альтернативных, оппозиционных кандидатов — «Нас большинство!». Ещё очень популярен политтехнологический мем «Саша 3%». Он прижился в оппозиционном секторе СМИ и социальных сетей. Конечно, эта фраза не отражает реальности, у Лукашенко рейтинг не 3%. Тем не менее, на этих выборах люди, противостоящие Лукашенко, начинают верить, что их на самом деле много, большинство. Это не значит, что люди верят в то, что власть спокойно допустит своё свержение. Все понимают, что выборов в Беларуси нет, что голоса фальсифицируются. Однако особенность этих выборов в том, что всё больше людей на этот раз подключились к непосредственной политической деятельности. Если раньше это был удел исключительно политических активистов, то сейчас сначала в кампанию Виктора Бабарико (арестованный и снятый с выборов кандидат, бывший сотрудник «Газпрома», обвинение связано с выводом капиталов из страны, находится в СИЗО КГБ — прим. НП), потом в объединённый штаб оппозиции Светланы Тихановской (зарегистрированный кандидат, жена арестованного блогера Сергея Тихановского, вместе с ней работают штабы не допущенных до выборов Бабарико и Валерия Цепкало, который выехал из Беларуси — прим. НП) пришли новые люди.
Люди, которые раньше не были замечены в политике, которые её избегали. В инициативную группу Бабарико записались 10 000 человек. Уже полмиллиона отметились в интернет проекте «Голос», где предполагается фотографирование своих бюллетеней с отметками о голосовании, чтобы доказать, как именно ты голосовал: против Лукашенко. Это особенность нынешних выборов.
А чем вы меряете, когда говорите «большинство»? Это чисто эмпирические наблюдения или есть какие-то цифры?
— Действительно, в Белоруссии нет независимой социологии. Она разгромлена и запрещена. Власти долго к этому шли, постепенно запрещая самые серьёзные социологические службы. Независимым социологам ещё разрешено изучать взгляды белорусов на общество, жизненные ценности, но не измерять рейтинг президента. Ясно, что официальной социологии никто не верит. Она объявляет те цифры, которые потом по плану властей будут названы официально в день голосования. Думаю, что даже россиянам это будет не совсем легко представить — насколько данные ЦИК кардинально далеки от реальности. Каждый раз Лукашенко пишут около 80% поддержки, несмотря на реальные цифры волеизъявления людей. И сейчас официальная социология ориентирует людей примерно на тот же результат.
Но ранее в прессу всё же просочились данные официальной социологии за май, где у Лукашенко в Минске рейтинг доверия был 24%. Аналитики сошлись, что это достаточно реальная цифра, что по стране рейтинг Лукашенко может составлять около 30%. Власти после этой утечки стали говорить, что «да, весной рейтинг немножко упал из-за экономических проблем, но сейчас снова 70%». Так что, когда реальной социологии нет, все ощущения действительно базируются на косвенных причинах. Во-первых, всякие голосования на сайтах. Есть белорусский портал TUT.by, например. И там по голосованиям Бабарико набирал большинство, а Лукашенко всего несколько процентов. Ещё одним очевидным аспектом новой реальности стала рекордная политическая активность людей по сбору подписей. Никогда потенциальные кандидаты с 1994 года (первых выборов президента) не собирали столько подписей за своё выдвижение.
В Беларуси нужно набрать 100 000 подписей, чтобы зарегистрироваться кандидатом в президенты. Бабарико набрал более 430 000, а у Цепкало под 200 000 (оба кандидата были сняты и не зарегистрированы — прим.НП). В целом более миллиона с лишним подписались за альтернативных кандидатов. Это рекордные цифры. Ещё один фактор, который нельзя отрицать — личные впечатление людей. Когда на предыдущих выборах люди, противостоящие Лукашенко, признавали, что за действующим президентом большинство (избиратели из деревни, с госпредприятий), то сегодня те же эксперты, сравнивая свои впечатления от поездок по малым городам, говорят, что никогда такого не было — все против Лукашенко.
Прошедший 30 июля митинг в поддержку кандидата Тихановской в Минске собрал несколько десятков тысяч человек. Широко обсуждались эти толпы в рунете. Насколько уникальны цифры и чем важны?
— Никто не отрицает, даже власти, что пришло несколько десятков тысяч человек. Я там тоже был все три часа. Это Парк дружбы народов (площадь Бангалор) — специально отведённое для митингов место. Он не совсем на краю города, но и не в центре. Осенью на ярмарках там продают картошку и свёклу.
Безопасное для власти место, которое можно купировать?
— Ну да. Это далеко от зданий парламента и администрации. «Оппозицию отправляют на Бангалор» — расхожее утверждение, символ чего-то ненастоящего, Гайд-парк на окраине. Первый митинг Тихановской (там же на Бангалоре до её поездок по стране) собрал 7-8 тысяч участников. Это было расценено, как нормальный результат, средненький. А потом начались её митинги в регионах. И в каждом городе она собирала исторически рекордное количество участников. То есть в городках с населением 50 тысяч человек, выходило по тысяче. В Гомеле с населением полмиллиона вышли 10 000, и это с 1991 года это оказался самый массовый митинг.Перед объявленным митингом в Минске возникла история с «российскими боевиками». Поставили ограждения, но людей это не испугало. По данным правозащитников, которые организовали подсчёт всех прошедших через ограждения, пришло 63 тысячи человек. Небывалая цифра, самое большое политическое собрание людей после выборов 2010 года. Тогда сразу после выборов люди вышли на улицы, 30-50 тысяч протестующих. Всех разогнали, 700 человек задержали в тот день, посадили кандидатов в президенты. И с тех пор Беларусь была политически заморожена. Не было даже в Минске митингов на 5-10 тысяч человек. Действительно историческое событие случилось 30 июля.
Но нужно понимать, что это был разрешённый легальный митинг, куда люди пришли с детьми, с семьями, большими компаниями. Такой белорусский Вудсток. Люди пришли не под дубинки лечь, а для того, чтобы показать себя, сказать, что мы есть. Была раскрепощённая атмосфера. Люди слушали музыку, себя и кандидатов.
После выборов 2010 года был действительно суровый разгон людей в центре Минска. Мой друг фотограф Александр Астафьев тогда смог сфотографировать, как странные люди в военных ботинках внезапно появились и стали громить вход в здание парламента, после чего на площадь сразу приехали грузовики ОМОН и пришли цепи силовиков с дубинками. Друг мой сам попал в СИЗО КГБ. Подобного рода провокации могут повториться?
— Никто не знает, что может произойти 9-10 августа. Светлана Тихановская не раз повторяла: «Нам не нужны революции», «Нам не нужен Майдан», «Про Майдан говорит только Лукашенко, это нужно ему», «Нам нужны просто честные выборы, на которых мы хотим честно победить». В то же время она говорит, что сам народ будет отстаивать голоса, если будут фальсификации.
На пресс-конференции после объединения оппозиции она дала понять, что народу никто ничего подсказывать не будет, «народ решим сам, как отстаивать свои голоса»…
— Да. Эта фраза у неё постоянно звучит, но подробностей она не объявляет. Но было бы странно такой план объявлять вслух. Вся кампания новых кандидатов настроена на максимальное вовлечение новых людей в политику. Для этого нельзя быть слишком резкими. Не нужны лозунги про Майдан сейчас. И пока этот план сработал, очень много новых людей подключилось к поддержке штабов оппозиционеров. Люди подавали заявления. Стояли в очередях в ЦИК, чтобы подать жалобы на действия ЦИК…
Мы видели, как их потом выводили через другие двери и задерживали…
— Тем не менее люди сотнями писали жалобы и не боялись стоять в очередях в ЦИК. Вообще за последние недели появились десятки новых политически политзаключённых. С начала президентской кампании уже более тысячи людей задержаны, при этом акции были максимально мирными.
С другой стороны, степень обозлённости определённой части общества сегодня достигла той точки, что многие люди в частных разговорах уже говорят: «Пусть только попробует милиция поднять руку, буду отбиваться». И мы уже видели, как 14 июля, когда ЦИК не зарегистровал Цепкало и Бабарико кандидатами, впервые с 90-х люди стали силовым образом отвечать на действия ОМОН. Милиция по традиции стала хватать людей, а люди стали сопротивляться, это впервые за несколько десятилетий.
Многих это вдохновило. Многих это возмутило. Но это оставляет открытым вопрос о том, что может произойти 9-10 августа. Какую тактику изберут власти, если люди соберутся? Дадут постоять и разойтись, или начнут хватать, не думая о последствиях?
9 августа 2020 года президентские выборы в Белоруссии в шестой раз закончились победой Александра Лукашенко. По официальной информации за него проголосовали 80% избирателей, а за его основного оппонента Светлану Тихановскую лишь 10%. Сразу после объявления предварительных итогов голосования, вечером 9 августа, по Белоруссии прокатилась волна протестов. Многотысячные митинги и шествия сторонников смены власти состоялись во всех городах страны. Протестующих разгоняли милиция и военные, применяя водометы, свето-шумовые гранаты, а так же бронетехнику. В некоторых населенных пунктах сотрудники правоохранительных органов перешли на сторону протестантов. Волнения продолжились на следующий день, сотни участников акций протеста были арестованы. Президент РФ Владимир Путин поздравил Александра Лукашенко с победой на выборах. Представители белорусской оппозиции результаты выборов не признали.
Полностью интервью можно прочитать на нашем сайте: https://newprospect.ru/lyudi-protivostoyashchie-lukashenko-veryat-chto-ih-bolshinstvo