Через 3 года после гибели актера и режиссера Леонида Быкова, в 1982 г. его друзья и коллеги сняли документальный фильм, который назвали просто и ярко – «…Которого любили все» (режиссер – Леонид Осыка). В этом фильме Леонид Федорович – не только талантливый актер и режиссер, но и Человек с большой буквы.
«Мне кажется, что если говорить о Быкове, то прежде всего надо говорить о Быкове как о Человеке. Человеке с большой буквы. А потом уже как о прекрасном артисте, режиссере. Для нас он, если можно так сказать, крестный отец» - это слова Сергея Подгорного, исполнителя роли Смуглянки в фильме «В бой идут одни «старики».
Фильм «…Которого любили все», очень добрый и светлый, как и сам Леонид Быков, - это воспоминание людей, которые знали его не только как артиста. Это и его школьная учительница, и женщина, у которой жил Быков во времена студенчества, и профессор Харьковского театрального института, и его коллеги по театру, ставшие свидетелями становления Леонида Быкова как мастера.
Участники фильма своими воспоминаниями создают портрет Леонида Быкова, и каждый наносит свой штрих. И делает это с большой любовью к талантливому и очень скромному человеку.
С детства Леонид Быков был живым, умным, любознательным мальчиком, но все время старался быть малозаметным, что, конечно же, ему не удавалось.
Увлекался художественной самодеятельностью, ему нравилась чечетка, которую он с успехом исполнял на сцене Дворца культуры. А потом все свои способности он показывал на экране, и его герои влюбляли в себя зрителей с первого взгляда, будь то скорый на проделки Максим Перепелица, безалаберный Витька Туз, лихой Маэстро или не умеющий жить без шутки рядовой Святкин по прозвищу Сват.
Создается такое впечатление, что Быков не вживался в роль – наоборот, он всегда был самим собой, только в разных обстоятельствах. «Не горячись», - говорит его Максим Перепелица, вытаскивая Ежикова из болота. «Не горячись, ребята. Выходим из боя» - приказывает Маэстро по рации своим летчикам – молодым «старикам».
Педагог, профессор Харьковского театрального института Трофим Ольховский очень хорошо запомнил Леонида Быкова, пришедшего поступать в институт: «Пришел ко мне хлопчик. Даже не юноша, а хлопчик. Небольшого роста, в выцветшей, вылинявшей футболке лимонного цвета. С красными щеками и утиным носом. Я посмотрел на него и, знаете, по нашей такой штампованной привычке подумал: «Хорошо, что же из него может быть?»
Мало кто знает, но Леонид Быков был не только талантливым артистом, но и великолепным спортсменом.
А еще он очень любил дирижировать. И сразу вспоминается Маэстро. Но еще раньше, в фильме «Ссора в Лукашах» он в роли Витьки Туза также дирижировал – сельским хором.
У Леонида Быкова был очень редкий дар – дар комедийного актера. Он с самого начала своего творчества показал такой класс мастерства, который обычно нарабатывается годами. Он обладал хорошим чувством юмора – того юмора, который помогает человеку жить, а не просто вызывает смех ради смеха.
Еще один интересный и малоизвестный штрих портрета Леонида Быкова – первой его ролью в театре была роль Павки Корчагина. И по отзывам критиков, эта роль была успешной, о Леониде Быкове заговорили как о крупном, самобытном актере. И, может быть, не зря он приглашал в свои фильмы другого, более известного исполнителя этой роли – Владимира Конкина. Сначала на роль Кузнечика (Конкин отказался от нее ради другой роли), а потом и на роль младшего лейтенанта Суслина в фильме «Аты-баты, шли солдаты…»
Несмотря на свою известность, он оставался простым, добрым и отзывчивым человеком. И был очень скромным и ранимым. Но в то же время он был тверд и упорен в своих решениях. Он готов был до конца биться – за свою мечту, за других актеров. Усомнились в сценарии «стариков» – отстоял, убедил и сторонников нашел. Да еще каких! – одним из сторонников был маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Усомнились в кандидатуре Алексея Смирнова на роль Макарыча – не уступил, нашел нужные аргументы. Но захотел первый исполнитель роли Смуглянки (Анатолий Матешко) уйти из картины – не стал препятствовать, хотя это и было для него большим ударом.
А еще он помнил доброту. И выступая в Барнауле, будучи уже известным режиссером, он со сцены поблагодарил жителей города: «Спасибо тебе, Барнаул! Спасибо от мальчишек донбасских, от тех, кого вы спасали!» Ведь именно здесь, в эвакуации, прошло военное детство Леонида Быкова. И в память об этом времени один из летчиков поющей эскадрильи получает фамилию Алябьев – в честь семьи, приютившей украинского хлопчика.
Наверное, самая точная характеристика Леонида Быкова была сказана одной из коллег по сцене: «Он всегда думал в искусстве о том, что он даст, а не о том, что он возьмет».
И конечно же, несколько слов о ведущем этого замечательного документального фильма – актере киностудии им. Довженко Иване Гаврилюке. Ему посчастливилось работать с Леонидом Быковым в его последней картине «Аты-баты, шли солдаты…». В ней он сыграл колоритного Ивана Сайко, которого Сват окрестил Балтикой. Пусть он и останется для нас Балтикой и ведущим замечательного фильма, а не русофобом-бандеровцем.
Надеюсь, меня простят за то, что я включила в статью и свои мысли о Леониде Быкове и характере его героев.
Для развития канала КиноБлокнот очень важны ваши мнения!
Подписаться на канал можно прямо здесь.