Бытует мнение, что на протяжении веков на Руси время от времени происходили еврейские погромы, что в трудные времена народ начинал обвинять во всех бедах именно евреев, вспоминая лозунг "бей жидов - спаса Россию". Так ли это на самом деле? Действительно ли евреев на Руси не любили? В чем была причина? Пробуем разобраться.
Первые упоминания о евреях на территории России относятся еще ко временам Киевской Руси. Евреи издревле приезжали торговать в русские княжества и даже проживали здесь на постоянной основе, хотя их численность была относительно невелика вплоть до раздела Речи Посполитой (Польша) и вхождения ее земель в состав России в XVIII веке.
Считается, что первый в истории задокументированный еврейский погром произошел на Руси в в 1113 году. И действительно, после смерти великого князя Святополка Изяславовича в Киеве произошло народное восстание.
Известно, что киевляне не любили Святополка по множеству причин: он часто проигрывал половцам, причем по собственной глупости, не прислушивался к советам опытных военачальников; утратил свое влияние на Новгород; был жаден и чрезмерно любил деньги; по характеру был мрачен и не улыбчив (даже на пиру), что не нравилось народу. Также его обвиняли в дружбе с жидами Киева (так на Руси называли евреев), в результате чего последние обрели особое положение и имели чуть ли не больше прав, чем русские. А вот здесь остановимся поподробнее.
В Киеве евреи традиционны занимались ростовщичеством, в то время как среди православных данное занятие не пользовалось уважением и не одобрялось церковью. Можно сказать, что евреи заняли пустующую нишу ростовщичества. В отличие от православных они с удовольствием давали деньги инородцам под процент и не испытывали по этому поводу моральных ограничений.
Благодаря накопленному таким образом богатству они приобрели влияние на киевских князей и даже отстроили собственный квартал в Киеве. Используя эти преимущества, они побеждали в конкурентной борьбе русских купцов, некоторых людей за долги обращали в закупов и холопов. Стоимость ссудного процента (кредита) при этом была очень высокой, все это также вызывало раздражение населения.
Когда лояльный евреям Святополк умер, встал вопрос, кто будет править в Киеве. Большинство бояр хотели возвести на киевский престол своего кандидата из старшей ветви Ярославичей (таков был закон), было несколько кандидатур, одна из самых вероятных - Ярослав Волынский. Его поддерживали и евреи, для них он был гарантией сохранения своего положения и богатств. Однако народ желал пригласить на княжение авторитетного и уважаемого князя Владимира Мономаха.
В итоге, после смерти Святополка вспыхнуло восстание, народ обратил свой гнев против представителей прежней власти из окружения почившего князя Святополка, прежде всего тысяцкого Путяты и других, а также против евреев. Можно сделать вывод, что погром не был направлен против какого-то конкретного народа, но скорее против представителей прежней власти и против накопившихся экономических проблем.
Как известно из истории, князь Владимир Мономах был в итоге призван в Киев, взошел на престол и остался в истории как один из наиболее выдающихся русских правителей. Он создал "Устав о резах", который ограничил прибыли ростовщиков, ограничил величину ссудного процента, облегчил положение закупов и холопов. По некоторым данным, долги киевлян перед ростовщиками были Мономахом прощены, а рабы освобождены.
Сообщается, что Мономах издал указ о выселении евреев за пределы Руси. Этот факт подтверждал и известный историк Карамзин. Правда не до конца ясно, был ли этот указ приведен в исполнение и каким образом часть евреев осталась на Руси.