Побывав однажды на юге Франции, Вы захотите возвращаться туда снова и снова. Чем же так манит этот солнечный уголок Земли? Своей историей, традициями? Конечно! А ещё ароматами, которые навсегда впечатываются в ольфакторную память. Несомненно, каждый город имеет свой неповторимый запах, но город Грасс является ещё и хранителем ароматов.
В Грассе находится международный музей Парфюмерии, где собрана огромная коллекция артефактов, в той или иной мере имеющих отношение к этому виду искусства.
Я всегда мечтала побывать в Грассе – истинной родине парфюмерного искусства. До своей поездки во Францию, я даже выучила французский язык. Это покажется забавным, но мне казалось, что знание языка поможет лучше прочувствовать атмосферу этого замечательного места.
Грасс не обманул моих ожиданий. Конечно же, первым делом я отправилась в музей. Даже после нескольких часов, проведённых за рассматриванием огромной экспозиции музея, мне не хотелось покидать его. В музее мне удалось увидеть оборудование, которое применялось для создания духов в определенные исторические периоды. Там было много различных сосудов, которые использовались для хранения ароматной субстанции. Некоторые из них были очень древними. В музее хранится большое количество флаконов из стекла ручной работы, которые сами по себе являются произведениями искусства.
Самое большое впечатление на меня произвела экспозиция парфюмерных творений, представленная в хрогологическом порядке. Коллекцию составляют сохранившиеся ароматы XIX века, а также знаковые парфюмы ХХ столетия и начала нового тысячелетия.
Развитие парфюмерного искусства неразрывно связано с развитием науки и техники, а также с социальными изменениями, происходящими в обществе. Рассматривая экспозицию парфюмов ХХ века, вы можете увидеть какие значимые для мира события сопутствовали выпуску того или иного парфюма.
60-е ознаменовались освоением космоса, расцветом творчества Элвиса Пресли и выпуском таких знаковых парфюмов как “Habit Rouge” и “Chamade” от Guerlain, “Climat” от Lancôme, “Fidji” от Gay Laroche, “Caleche“ от Hermès. Открытие Сиднейской Оперы в 1973 году совпало с выпуском аромата “Charli” от Revlon, некогда очень популярного на постсоветском пространстве.
Наряду с традиционными парфюмерными ароматами розы, жасмина, фиалки, можно познакомиться с запахами галлюциногенных грибов,кокаина и опиума.
Сгорая от любопытства, я подхожу к одному из таких “ароматных шкафов”, нажимаю на кнопочку вверху и ощущаю запах ландышей (в соответствии с картинкой на шкафу). Потом замечаю аналогичную кнопочку, которая расположена на этом же шкафу, но пониже. Подхожу опять, нажимаю на нижнюю кнопку, ощущаю всё тот же запах. В недоумении отхожу в сторону и продолжаю раздумывать над тем, зачем же на одном шкафу две кнопки, если аромат исходит тот же самый. Через несколько минут я получила ответ на свой вопрос. К шкафу подошла девочка лет шести, нажала на нижнюю кнопку и втянула носом воздух. Ах, так эта кнопочка предназначена для детей. Для детей! Чтобы они могли сами подойти и приобщиться к прекрасному. Сами! Без помощи взрослых. Как же меня это тронуло...
Эта история настолько потрясла меня, что я ещё долго оставалась под впечатлением от посещения этого храма ароматов. Я, как человек, выросший в совершенно другой культуре, детство которой совпало с эпохой дефицитов, не могла понять назначение второй кнопки на шкафу. А тут, искусство парфюмерии, бережно охраняемое, практически возведённое в культ, и ребёнок, которому с детства прививается хороший вкус. Нужно отдать дань уважения французскому обществу, которое без лишних нравоучений и занудства, ненавязчиво так воспитывает юное поколение. Всё-таки нужно обладать особым складом ума (имею ввиду общество в целом), чтобы так трепетно относиться к деталям, так тонко чувствовать красоту и с уважением относиться к человеку, вне зависимости от его возраста. Но, это уже тема для отдельной статьи.
Если будете во Франции, обязательно посетите Грасс – колыбель парфюмерии. А если вы уже там были, поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями в комментариях.